Уплата налогов физлицами может стать такой же простой, как оплата услуг мобильной связи. Федеральная налоговая служба прорабатывает идею использовать для взимания налогов с граждан платежные терминалы, сообщил замруководителя Главного научно-исследовательского вычислительного центра ФНС Юрий Волков.
Эти терминалы могут быть установлены в отделениях Сбербанка или на почтамтах. "Люди не будут стоять в очередях с платежными документами, а просто оплачивать через терминал налоговые уведомления и уходить", - пояснил Волков суть идеи информ-агентству РИА "Новости".
Впрочем, признает чиновник, это предложение еще надо проработать дополнительно. Так, например, гражданин не всегда может внести точную сумму, а терминал не выдает сдачи. Следовательно, могут возникнуть либо недоплаты, которые чреваты пенями, либо переплаты, и тогда налоговики должны учесть их в счет будущих платежей. Сроков внедрения этой новации чиновник пока не называет.
Но зато во второй половине этого года ФНС рассчитывает запустить так называемый единый централизованный архив документов, полученных от налогоплательщика. Это избавит налоговиков от необходимости повторно запрашивать документы, уже поступавшие в налоговые органы, рассказал Волков. Он напомнил, что такие ограничения предусмотрены положением Налогового кодекса, вступившим в силу с 1 января 2008 года. Теперь же готова технология, благодаря которой вся информация о документах будет собираться в единой базе.
Документы, которые сдают налогоплательщики, будут описываться, а информация о них - передаваться в центральный аппарат ФНС. И тогда инспектор через веб-доступ сможет проверить, когда предоставлялся документ, где он хранится. Если же требуемого документа в базе не окажется, то в рамках налоговой проверки он будет вправе выписать уведомление о его запросе. Но в систему попадут только новые документы, которые представлены налоговикам с 1 января 2008 года, предупредил Волков.
Для начала новую технологию собираются опробовать в двух регионах в пилотном режиме, а затем распространить на всю страну. Между тем ФНС уже обкатала в нескольких регионах программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать отбор рискованных компаний-налогоплательщиков. Сейчас в налоговых органах собран достаточно большой объем информации по налогоплательщикам. Все полученные декларации преобразуются в электронном виде, проверяются и сверяются с данными из разных источников. "Например, предприятие показывает в отчетности, что не ведет деятельность последние полгода, а данные энергетиков говорят о том, что оно истратило уйму электроэнергии", - поясняет Волков. Такое сопоставление и служит поводом для возникновения списков налогоплательщиков, за которыми необходимо установить особый контроль, и проверить их в рамках выездных проверок.