Нелегальная торговля - одна из наиболее серьезных современных экономических проблем в мире. С одной стороны, неуплаченные налоги государству, с другой - убытки легальных производителей, просчитать которые порой бывает крайне сложно. Ведь помимо упущенной выгоды есть и просто вред имиджу.
В мировой практике по большому счету есть только два вида борьбы с нелегальной продукцией. С одной стороны, естественное экономическое регулирование, а с другой - борьба всех заинтересованных структур, в числе которых не только правоохранительные органы, но и отраслевые ассоциации, и непосредственно сами производители.
Последние, в свою очередь, наряду с правоохранительной системой активно участвуют в поиске и выявлении каналов незаконной торговли, а также инвестируют миллионы долларов, максимально наращивая степени защиты своей продукции - внедряя всевозможные голограммы, микротексты, цифровые и буквенные кодировки и т. п.
Впрочем, на практике потребитель обращает на это мало внимания. Во-первых, потому что мало об этом знает. А во-вторых, потому что нет у него времени сверять все эти голограммы, коды и прочие. Согласитесь, ну не слишком склонно к подобной педантичности наше население. К тому же, соревнование технологий защиты и навыков фальсификаторов по их повторению, по сути, является вечным соревнованием снаряда и брони, которое по определению всегда идет с переменным успехом.
Весьма доходчиво отозвался о сути проблемы в одном из своих интервью заместитель министра финансов Российской Федерации Сергей Шаталов:
- Совершенно очевидно, что какие бы меры ни принимало правительство, как бы ни выстраивало свою правоохранительную систему, прибыль будет столь велика, что никакой риск, в принципе, не будет останавливать от того, чтобы производить контрафактную или завозить контрабандную продукцию. Можно вспомнить слова Карла Маркса, который говорил о том, что если прибыль составляет 300 или 400 процентов, то нет преступления, которое ни совершит бизнес, чтобы получить эту премию.
В этом смысле наглядным примером является опыт Европы, где высокая доля акцизов в стоимости табачной продукции стимулирует развитие нелегальной торговли. Во Франции, например, в прошлом году цена самых популярных марок сигарет уже перевалила психологический порог в 5 евро. При этом эффективная правоохранительная система ЕС никак не может справиться с ситуацией.
Эта проблема по-прежнему стоит очень остро, несмотря на десятки тонн конфискованной продукции. В 2006 году в Европе было изъято из оборота порядка 5 миллиардов (250 миллионов пачек) контрабандных сигарет, и это только по официальным отчетам. 75 процентов всех конфискованных контрабандных сигарет в мире приходится именно на долю европейских государств.
На фоне проблемы контрабанды стремительно развивается и другая - проблема контрафактной продукции. За последние 3 года на территории ЕС было выявлено и закрыто более 25 подпольных сигаретных производств. По разным оценкам, до 65 процентов сигарет, потребляемых сегодня в Европе, являются поддельными - по сравнению с 15 процентами всего 3 года назад. Потери бюджетов государств - членов ЕС от недополученных налогов оцениваются в 4,2 миллиарда евро ежегодно.
А вот в России этой проблемы практически нет. На сегодняшний день доля нелегальной сигаретной продукции на российском рынке составляет менее одного процента. А все потому, что правительство РФ выбрало принципиально иной способ борьбы с нелегальной торговлей, и название ему - сбалансированная акцизная политика, где соотношение прибыли и рисков не в пользу нелегальных торговцев.
Казалось бы, парадокс: подавляющая часть населения убеждена, что налоги как таковые провоцируют нелегальный бизнес. А на самом деле все зависит от умелого использования данного механизма. По словам Надежды Школкиной, исполнительного директора Совета по вопросам развития табачной промышленности, "на сегодняшний день нелегальная торговля табачной продукцией просто не выгодна благодаря акцизной политики правительства. Слишком много рисков при жестком контроле".
С 1 января 2008 года ставки акциза на сигареты в России плавно увеличились на 20 процентов. При этом повышена была как твердая ставка (в рублях за единицу продукции - с 2 рублей до 2 рублей 40 копеек за пачку сигарет), так и адвалорная часть (с 5 до 5,5 процента максимальной розничной цены этой самой пачки). Аналогично вырос и акциз на сигареты без фильтра и папиросы. При таком повышении ставок акциза цена на пачку в рознице меняется еще менее заметно - в пределах 10-15 процентов и для дешевых сигарет и папирос растет на 50-70 копеек в год, а для дорогих сигарет - на 1,5-2 рубля.
В связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование уже сегодня известно, как будут увеличиваться акцизы дальше. Так, в 2009 году ставка вырастет до 145 рублей за тысячу штук (или до 2 рублей 90 копеек за пачку) плюс 6 процентов максимальной розничной цены и в 2010 году - еще до 175 рублей за тысячу штук (или до 3 рублей 50 копеек за пачку) плюс 6,5 процента максимальной розничной цены пачки.
Плавный и предсказуемый рост акцизов положительно сказывается как на доходах бюджета, так и на самом табачном рынке, который по-прежнему остается в России зоной, свободной от нелегальной торговли. В федеральный бюджет в 2007 году поступило акцизов с табачной продукции в размере 49,3 миллиарда рублей, что на 39,1 процента больше поступлений позапрошлого года.
Подобная государственная политика встречает полное понимание и у производителей табачной продукции. "Для нас очень важно быть уверенными, что потребители покупают именно нашу продукцию, которая соответствует всем стандартам качества. Доверие к нашим маркам складывалось годами, в немалой степени благодаря грамотной и качественной политике правительства РФ", - отметил управляющий по коммуникациям JT International Анатолий Верещагин.
Не менее важно, по мнению табачников, и то, что правительство рассматривает налоговую политику исходя из трехлетнего бюджетного планирования. В частности, в самом проекте Минфина России "Основные направления налоговой политики" отмечается, что трехлетнее планирование позволяет "определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ".
"Для любой компании, исповедующей принципы прозрачности и открытости ведения бизнеса, подобная стабильность и предсказуемость - крайне позитивный фактор. Безусловно, к ним можно отнести и табачные компании, которые уже сегодня являются крупнейшими налогоплательщиками", - отмечает Надежда Школкина.
Сегодня ни у кого нет сомнений, что цены на сигареты будут расти, однако темп роста будет плавным и предсказуемым. А в конечном итоге в выигрыше остается потребитель, который видит на прилавке товар в знакомой упаковке и платит установленную цену. Человек должен быть просто-напросто уверен в том, что ни в одной торговой точке ему не продадут подделку.