Северокорейские пограничники задержали российский теплоход "Лидия Демеш"

23 членам экипажа и одному пассажиру российского теплохода "Лидия Демеш" явно не повезло. Сильный шторм застал их в Японском море как раз напротив самого секретного ракетного объекта КНДР. Им пришлось делать выбор - утонуть или оказаться в центре полушпионского скандала.

Северокорейская группа захвата действовала настолько быстро и профессионально, что одному из членов экипажа, по сообщениям информагенств, пришлось буквально забаррикадироваться в радиорубке, чтобы успеть передать судовладельцу информацию об инциденте.

Более двух суток, находясь под прицелом северокорейских пограничников, российским морякам отказывали в праве встретиться с представителем консульства. Власти КНДР объясняли задержку продолжающимся расследованием инцидента. Иными словами, все это время северокорейцы, очевидно, искали разведывательную аппаратуру на борту судна.

Только в понедельник к полудню по московскому времени генконсул РФ в Чхонджине Евгений Валькович получил разрешение на встречу с экипажем. Он тут же выехал к месту швартовки российского судна в северокорейском порту города Кимчхэк. Грузовой теплоход Камчатского морского пароходства с партией подержанных автомобилей на борту в субботу утром находился у мыса Мусудан по пути из японского порта Хамата во Владивосток. Метеоусловия с каждым часом становились все хуже.

Спасая корабль от неминуемой гибели, капитан вошел в территориальные воды КНДР.

Возможно, застань шторм "Лидию Демеш" в любом другом прибрежном заливе Северной Кореи, ареста и длительного выяснения отношений по дипломатическим каналам удалось бы избежать. Однако мыс Мусудан известен не только частыми штормами у его берегов, но и тем, что в непосредственной близости расположен ракетный полигон КНДР, где в недалеком прошлом Северная Корея "ковала" свой "ядерный щит". Теплоход "Лидия Демеш" не просто нарушил северокорейскую госграницу, он оказался всего в трех милях от ракетного полигона. После чего арест судна был неминуем.

Валькович, правда, не склонен драматизировать ситуацию. Он уверен: если капитан российского судна докажет северокорейским властям версию об отклонении от курса по причине метеоусловий, то российских моряков отпустят достаточно быстро. Впрочем, имевшие место в прошлом аналогичные инциденты наводят на мысль, что переговоры об освобождении "Лидии Демеш" могут затянуться.

В 2005 году у мыса Мусудан попал в шторм российский теплоход "Терней". Капитан, опираясь на нормы Международной морской конвенции, принял решение зайти в территориальные воды КНДР для поиска укрытия. Лишь через 20 дней разбирательств российские моряки смогли вернуться на родину.

Если и на этот раз для освобождения российских моряков понадобится так много времени, то уже через пять дней экипаж "Лидии Демеш" может оказаться в критической ситуации. Судно, по словам представителя камчатской компании "Камчатморфлот", находится в отличном состоянии. Однако запасов продовольствия и горючего на нем хватит не более чем на пять суток.

Между тем

Российский генконсул в Чхонджине уверен, что для паники поводов нет. "По моим данным, у них там все в порядке. Думаю, что если на судне нет продуктов, то корейская сторона эти продукты доставит. В этом проблем нет", - пояснил Валькович.