Правительство в целом одобрило подготовленные минэкономразвития основные направления таможенно-тарифной политики до 2011 года. Ими стали реализация принципа эскалации таможенного тарифа, защита внутренних рынков, стимулирование производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, а также обеспечение прозрачности и рациональности мер таможенно-тарифного регулирования. Как пояснил заместитель министра минэкономразвития Андрей Белоусов, "эскалация тарифа" заключается в установлении минимальных пошлин на импорт сырья и максимальных на продукцию высокой степени переработки. Одновременно, по его словам, предлагается постепенно отказываться от необоснованного завышения пошлин на товары промышленно-производственного и социального назначения.
В ведомстве Эльвиры Набиуллиной вообще считают целесообразным отменить большую часть пошлин в 5 процентов. Сегодня эта пошлина, по данным минэкономразвития, применяется в отношении четверти всех импортируемых в Россию товаров. "У нас огромное количество товаров облагаются по пошлине 5 процентов, но это бессмысленная пошлина. Она ничего не регулирует, но составляет огромное препятствие для бизнеса с точки зрения таможенного администрирования", - цитируют Белоусова РИА Новости.
Поставленные задачи будут обеспечиваться следующими мерами таможенно-тарифной политики.
Первое - стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров. Для этого будет проведена дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров.
В таких отраслях, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, будут подготовлены правила классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие. Будет продолжена работа по дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении компонентов и комплектующих элементов, в одном случае ввозимых для промышленного производства товаров, а в другом случае - не предназначенных для такого производства.
Второе - усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков. Здесь речь идет о применении специфических тарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты). Кроме того, планируется гибко реагировать на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применять специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.
Будут также снижаться ставки ввозных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования.
Третье - отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин. Постепенно будет осуществляться переход к отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, а также необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров.
Четвертое - адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли. Будут уточнены условия взаимной торговли в рамках СНГ, подготовлено новое соглашение о свободной торговле в рамках ЕврАзЭС, к которому в будущем смогут присоединиться другие страны - участницы СНГ.
Пятое - оптимизация национальной схемы тарифных преференций. В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций.
Шестое - последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.
Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.
И последнее, седьмое - обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования. В период до 2011 года будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года. Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решений диктуется трудноустранимыми негативными последствиями для экономики.