Начну с примера из нашей истории. В "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Эфрона первым русским экономистом был назван Иван Тихонович Посошков. Он жил и работал во времена Петра I. Его произведение "Книга о скудости и богатстве" было предназначено для русского царя с целью подъема экономики страны. Многое в этой книге, включая предложения по налоговой системе, не потеряло актуальности и сегодня.
Россия, к сожалению, часто не живет своим умом. То коммунизм с его братством, равенством и всеобщей собственностью строим по подсказке из Европы от самого К.Маркса и его продолжателей террористов. Теперь вдохновились монетаристской теорией Фридмана, по которой денежное обращение регулирует всю экономику. Главное здесь - фискальные налоги и "зажим" всех расходов бюджета. Налоги побольше, чтобы наполнить бюджет, а расходы бюджета поменьше, чтобы не было инфляции. Помните, как в 1992 г. ударили налогом на добавленную стоимость по промышленности, сельскому хозяйству. До сих пор этот вредительский налог и его высокая ставка прессуют развитие нашей экономики, особенно обрабатывающих отраслей. Там выше трудоемкость производства по сравнению с добывающими отраслями, т.е. больше добавленная стоимость - оплата труда плюс прибыль. Поэтому НДС придавливает развитие машиностроения, легкой и пищевой промышленности и благоприятствует добывающей промышленности. Тем более, что подавляющая часть продукции добывающей промышленности идет на экспорт, а при экспорте НДС возвращается "производителям" нефти, газа, леса, золота, металла.
Налог на добавленную стоимость придумали французы в 1954 г. Он распространился в европейских странах. Но там почти нет добывающей промышленности, поэтому экономика не делает перекоса в эту сторону. У американцев нет НДС, там действует налог с продаж, более понятный и легче контролируемый. У нас любят американца Фридмана. Но налоги списаны с европейских, где другая экономика и другой уровень развития по сравнению с нашей страной.
Система налогов должна соответствовать достигнутому уровню, структуре экономики и, главным образом, целям развития. Если поставлена задача удвоения валового внутреннего продукта, избавления от сырьевой ориентации российской экономики, то под эти задачи надо настроить налоговую систему. А именно - снизить ставки или вообще заменить НДС на налог с продаж, уменьшить ставку налога на прибыль для машиностроения, легкой и пищевой промышленности, существенно повысить экспортные пошлины на сырье и обнулить их для готовой продукции. Сейчас же, напротив, обнуляются импортные пошлины на ввоз в страну машин и оборудования, которые якобы не могут производиться в России.
Поставленные цели не стыкуются с налоговой системой и другими инструментами экономической политики, например, с укреплением рубля по отношению к доллару и евро, что тормозит экспорт готовой продукции из России. Цели есть, а квалифицированного управления экономикой нет. Денежное обращение и сделки купли-продажи - это десять процентов от тех вопросов, которыми должны заниматься экономисты - управленцы.
Есть цель - построить социальное государство, где нет масштабной бедности, большого разрыва между бедными и богатыми. Цель есть, а налоговой политики нет, точнее, она противоположна цели. Единый подоходный налог и на 5 тысяч рублей, и на 100 тысяч рублей зарплаты - этого нет ни в Европах, ни в Америках. Везде, чем выше уровень дохода, тем больше и ставка подоходного налога. Умные и удачливые понимают, чтобы нормально жить и работать в своей стране, в ней не должно быть широкомасштабной бедности. Молодежи надо получить образование, пожилым - иметь нормальную пенсию, наемным работникам - достойную зарплату.
Экономист, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц доказал, что налоговая система должна соответствовать пяти основным характеристикам, это: экономическая эффективность, справедливость, простота, гибкость и политическая ответственность. Проверьте действующую у нас налоговую систему на соответствие этим критериям. Мало она им соответствует. Особенно в части справедливости и политической ответственности.
Справедливость - не уравниловка и не благотворительность, чтобы поощрять паразитизм. Справедливость применительно к налогам обуславливается следующим. Чем выше уровень дохода, тем ниже предельная полезность каждого дополнительного доллара или рубля. Если государство стремится обеспечить одинаковое снижение полезности в результате уплаты налогов для бедных и богатых членов общества, налогообложение доходов последних должно осуществляться по более высоким ставкам.
Вот так, никакого коммунизма и теории трудовой стоимости, а исключительно теория предельной полезности, которая лежит в основе экономической политики, включая налоговую.
Следующий критерий, которому должна соответствовать налоговая система, - это политическая ответственность. Он прост - государство может проводить эффективную налоговую политику только в условиях политической стабильности и доверия общества к его действиям. Когда нет доверия к действиям парламента и правительства, то нет и хорошей системы налогов, нет и эффективной экономики.
У нас в стране до сих пор граждане голосуют за политические партии, а правительство формируется по другим принципам. Люди недоумевают, голосовали за одних, а реально управляют другие. Отсюда - недоверие к власти, апатия к выборам. Отсюда - слабая эффективность налоговой системы и экономической политики в целом. Реальные, масштабные дела подменяются телевизионной трескотней.
Вернемся к первому русскому экономисту И.Т.Посошкову. Его произведение "Книга о скудности и богатстве" - это образец, как сейчас мы скажем, системного подхода к экономическому развитию страны. Поставлены конкретные цели - как преодолеть бедность в России и умножить ее богатство. Для того, чтобы эти цели достигнуть, надо многое изменить в экономическом устройстве. Характерно, что богатство по Посошкову начинается не с денег, а с производства материальных благ, развития промышленности и сельского хозяйства. Когда созданы условия - налоговые, бюджетные, правовые, административные для развития отечественного производства, тогда и деньги будут, и богатство придет. Посошков отвергал принцип "сбора казны" любой ценой, иначе налоговая система будет препятствием для обогащения как государства, так и его подданных. Для создания правильной налоговой системы Посошков предлагал два основных принципа. Первый - "паче собрания налогов надлежит людей от разорения соблюдати, то оное собрание и скоро, и прочно будет". Второй - нужно, чтобы все платили налоги, налоги сохранялись, не было укрывательства от налогов, - "аще бо охранении где не будет, трудно туту собирателю собирати".
Вместо подушного и подворового налога он предложил поземельный налог, который бы реализовал частнособственнические стимулы к труду. Для этого нужна земельная перепись, по-современному земельный кадастр, который работал до 1917 г., но вот спустя 90 лет до сего времени еще полностью не воссоздан. Отсюда коррупция, нелегальная торговля землей. Нет реального земельного кадастра, реального земельного налога.
Таможенный тариф, предложенный Посошковым, должен содействовать росту российской промышленности. Россия должна вывозить не сырье и полуфабрикаты (тогда - это мед, смола, кожа, лен, зерно), а готовую продукцию. Но вопреки этому предложению таможенный тариф 1724 г. установил на эти товары низкие вывозные пошлины. Посошков считал недопустимым, что "иноземцы, приехав со своими безделками, нашим материальным товарам цену устанавливают низкую, а своим - цену двойную, а то и выше".
Политическую ответственность при создании налоговой системы Посошков понимал так. Он призывал царя к диалогу с народом через его представителей. Ради "истинной правды" следует учитывать мнения представителей разных сословий, поскольку "всяк рану свою в себе лучше чует".
Первому русскому экономисту также принадлежит идея о том, что прочность государственной власти, ее способность проводить решения в интересах всех граждан определяется не только политической, но и материальной силой. Залогом является мощное государственное хозяйство, по-современному государственный сектор экономики. Иначе, руководитель страны - заложник и марионетка крупных частных компаний.
Как видим, полезно возвращаться к отечественному опыту, отечественным мыслителям. Богатство страны определяется экономическими идеями, которые учитывают свою историю, опыт других стран, но не сводится к "обезьянничанью", а соответствуют общим целям и принципам создания эффективной, конкурентоспособной экономики. Одна из основных моих задач как кандидата на пост Президента России - предложить государству и гражданам новую, эффективную, справедливую и политически ответственную налоговую систему.
Нужна новая бюджетная и налоговая политика
Искусство любой политики, включая бюджетную, состоит в том, чтобы правильно выбрать главную цель и перечень задач для ее достижения в данном периоде.
На первом месте в правительственных материалах обычно стоит "последовательное снижение темпов инфляции". Для чиновников это сегодня означает ограничение бюджетных расходов и перевод "избыточных", "незаработанных" денег от экспорта нефти и газа в Резервный фонд, чтобы сдерживать инфляцию.
Инфляция, как знает первокурсник экономического вуза, прежде всего зависит от роста собственного производства товаров и услуг. Когда же экономика все в большей степени зависит от экспорта и импорта, то и рост внутренних цен становится неуправляемым.
Экономика России очень открыта всем ветрам мировой конъюнктуры: и по нефти, и по стали, и по продовольствию. Об открытости экономики судят по соотношению внешнеторгового оборота к внутреннему производству товаров и услуг (ВВП). Так вот, у США этот показатель не достигает 20%, а у нас уже приблизился к 50%.
Так что первый фактор инфляции в стране - это импорт инфляции от внешних рынков. Не говорим - делать экономику закрытой, говорим - развивать свою нефтепереработку, лесопереработку, машиностроение, сельское хозяйство. Тогда ростом цен может управлять и рынок, и государство.
Ввозим доллары, ввозим инфляцию. И вывозим невозобновляемое сырье. Более половины импорта - это машины и оборудование. Попадаем в полную технологическую зависимость. С импортными машинами и оборудованием ввозим и высокие цены. Там же зарплата в 5 раз выше, а она в себестоимости, в цене машин и оборудования.
Когда же ответственным экономистам станет ясно, что без ускоренного развития собственного машиностроения, сельского хозяйства с инфляцией не справиться? Дело не в словах, которые научились говорить почти правильно, а в реальных расходах бюджета, в реальных инвестициях.
Второй фактор инфляции - рост тарифов на электроэнергию, газ, услуги ЖКХ, рост цен на бензин, авиа- и железнодорожные перевозки. Мало выделялось бюджетных денег в последние годы на развитие электроэнергетики, нефтепереработки, жилищно-коммунального хозяйства, дороги. Запущены отрасли жизнеобеспечения, износилось оборудование - вот и рост тарифов, чтобы делать необходимые инвестиции. То, что бюджет "недодал" 5 лет назад энергетике, транспорту, сегодня возвращается ростом тарифов и инфляцией.
Поэтому, если называем бюджет бюджетом стратегического развития, то нужно и средств выделять гораздо больше на инвестиции в развитие своего производства, а не прятать их в распухшие резервы, которые не работают на развитие нашей экономики. Это и есть основная цель бюджетной политики - рост производства товаров и услуг в стране. Тогда справимся и с инфляцией, и с бедностью, и с рождаемостью. Будет занятость, будут доходы, будут и дети.
Доходы бюджета
По закону о федеральном бюджете на 2006 г. доходы составляли 5 трлн руб., а по факту - более 6 трлн руб. Расхождение - 20%. Вот такая точность планов-прогнозов. В конце 2005 г. была неясна пятая часть доходов бюджета 2006 г. Те, кто посчитал цифры бюджета на 2006 г., посчитали их и на 2008-2010 годы.
В пояснительных записках к проектам федерального бюджета о доходах бюджета пишут на 20 страницах, а о расходах более чем на 150 страницах.
Это опять не формальный вопрос, а отношение к экономике. Власти больше говорят о том, как потратить деньги, а не как их заработать, как повысить доходы и бюджета, и граждан.
Чисто арифметически, бухгалтерски рассчитываются доходы бюджета по всем видам налогов и неналоговых поступлений.
Больше всего доходов приносит "внешнеэкономическая деятельность", главным образом, вывозные и ввозные таможенные пошлины. Почти 40% всех доходов бюджета дает вывоз и ввоз товаров. Преобладают доходы от вывоза сырой нефти - 20% от всех доходов бюджета, газа - 6% доходов бюджета, продуктов нефтепереработки - 5% доходов бюджета.
Подчеркну еще раз - 40% доходов бюджета дают таможенные пошлины. То есть любое снижение мировых цен на нефть, газ способно нарушить сегодняшнее "бюджетное благополучие".
Более 1 трлн руб. дает в доходы бюджета налог на добычу полезных ископаемых. Это почти 15% всех доходов федерального бюджета.
Итак - 40% доходов дает вывоз и ввоз товаров и 15% налог на добычу сырья (прежде всего нефти). Более половины доходов бюджета - за счет российских природных ресурсов. Вот такую экономику построили.
А вот доходы от использования государственного и муниципального имущества дают менее 100 млрд руб. Это немногим более 1% от доходов бюджета. Из года в год это повторяется - почему такие низкие доходы от госсобственности, включая дивиденды по акциям от государственных компаний?
Опять, наверное, доказывают, что государство - неэффективный собственник, чтобы далее вести приватизацию. Хотя, на наш взгляд, государственный сектор надо укреплять, что-то мало видно новых товаров от новых собственников.
Налог на добавленную стоимость
Главное для роста доходов бюджета - это хорошая налоговая система. Особо остановлюсь на налоге на добавленную стоимость (НДС). Что такое налог на добавленную стоимость, пресловутый НДС, который в 1992 г. был установлен на уровне 28%? Через год, правда, немного одумались и снизили планку до 20%. НДС - это пресс на развитие производства, особенно в трудоемких отраслях: машиностроении, легкой, пищевой промышленностях.
Фактически налог на добавленную стоимость - это налог на заработную плату и прибыль. Чем выше у предприятия заработная плата и прибыль, тем соответственно и больше суммы НДС, уплачиваемые в бюджет. Производством готовой продукции заниматься не очень выгодно, проще торговать, ввозить готовую продукцию и вывозить сырье, топливо, полуфабрикаты. Что мы и наблюдаем по сей день.
Министерству финансов налог на добавленную стоимость удобен - собирается лучше, чем другие налоги, обеспечивает значительную часть доходов бюджета. А за экономический рост отвечают другие министерства. НДС надо планомерно снижать, чтобы развивать производство машин, лекарств, мебели, одежды, т.е. готовой продукции, которая во все возрастающих масштабах импортируется. Например, с 2009 г. ставка НДС - 16% (вместо сегодняшних 18%), с 2010 г. - 14% и так до 10% в 2011 году. А в перспективе его следует упразднить и заменить налогом на прибыль.
Отдаленным территориям страны требуются особые налоговые льготы. Уже много лет повторяем, что надо развивать Сибирь и Дальний Восток, что в конечном итоге можем их потерять. Не страшилки это, а предупреждение. Экономика этих регионов все больше отдаляется от европейской части России, особенно по кооперации и производству готовой продукции. И все теснее связывается со странами-соседями. Большинство молодых людей с Дальнего Востока не были в Москве, зато были в Китае, Корее, Японии. Билет на самолет от Владивостока до Москвы и обратно - 40 тыс. рублей. Зато в цене билета есть налог на добавленную стоимость, а также учет пожеланий западных советников о повышении внутренних цен на нефть, бензин до уровня мировых цен.
Предложение заключается в том, чтобы в Сибирском, Дальневосточном округах для всех предприятий, расположенных на территории, ввести налог на прибыль не 2,4%, а 10%. Бизнес потянется в эти регионы, прекратится отъезд населения, начнут возникать свои конкурентоспособные производства.
Налоги и зарплата
Еще один важный вопрос по улучшению налоговой системы в стране связан с зарплатой. Подоходный налог в 13% - одинаков для всех. Нет этого в развитых странах и развивающихся тоже. Везде три-четыре ставки: от 7% до 45% в зависимости от суммы зарплаты и дохода. Богатые должны платить больше.
Подоходный налог в экономически развитых странах дает до 40% доходов бюджета. У нас в консолидированном бюджете только 9% дает подоходный налог. Низкая зарплата определяет низкое качество труда, незаинтересованность в его результатах и низкую долю доходов бюджета от человеческого капитала.
На первом этапе следовало бы сделать расчеты: как изменятся доходы консолидированного бюджета при росте зарплаты, скажем, в 1,5 раза при неизменной ставке подоходного налога, далее, при дифференцированной. Действительность, особенно российская, пока далека от модельных расчетов. Важно понять, что без достойных заработков работающего населения не будет не только увеличения доходов бюджета за счет подоходного налога, но и создания новой технологической базы экономики России.
Почему предприниматели прибегают к сокрытию доходов, занижению прибыли, использованию "конвертов" при выплате зарплаты? Многие хотели бы честно работать, но это почти невозможно, особенно для начинающих предпринимателей малого и среднего бизнеса. Та же полученная прибыль облагается трижды - через налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Чтобы стимулировать предпринимателей, надо переносить налоги на человеческий капитал через рост зарплаты, систему акцизов.
Группа экономистов из Альянса налогоплательщиков Великобритании предложила недавно правительству страны проверить теорию, согласно которой налоги могут быть снижены без угрозы сокращения налоговых поступлений.
Экономисты ссылаются на опыт США и Ирландии. Правительства этих стран в последние годы значительно снизили налоги и при этом добились роста налоговых поступлений за счет возросшей экономической активности. Авторы письма отмечают, что британский минфин, в свою очередь, продолжает придерживаться модели, согласно которой снижение налогов вызывает падение доходов бюджета и тем самым требует сокращения государственных расходов.
России давно пора перейти к активной налоговой политике, именно к политике, решению крупных задач, способных ускорить рост экономики, повысить доходы населения, сделать страну экономически более целостной, развить межхозяйственную кооперацию всех регионов. Сейчас мы можем позволить себе экономические маневры, чтобы создать надежную налогооблагаемую базу на многие годы вперед.
Что надо делать?
1. Первый тревожный звонок для бюджета - рост импорта в 4 раза опережает рост экспорта. Уменьшается положительное сальдо платежного баланса страны. Без нефти и газа это сальдо уже было бы отрицательным. "Конкурентоспособность" держится на природных ресурсах, а промышленность, обрабатывающий сектор экономики стагнирует.
Поэтому государство должно увеличивать свою долю в капитале и, соответственно, в управлении авиапромышленностью и авиаперевозками, нефтяной промышленностью, лесозаготовительной и перерабатывающей промышленностью, машиностроением, судостроением, портовым хозяйством. Надо покончить с романтикой и рыночными иллюзиями. Последние 15 лет показали, к чему это приводит - полной изношенности техники, авариям, спаду производства в высокотехнологичных отраслях, захвату российского рынка иностранными компаниями, вытеснению и искусственному банкротству нужных стране предприятий и целых отраслей. Высокая смертность - это не только здоровье, но и безработица, отсутствие стимулов к труду, невозможность вырваться из бедности.
2. В бюджете есть финансирование федеральных целевых программ. Это строительство и реконструкция дорог, предприятий, больниц и т.д. Много лет там нет порядка. Денег выделяется мало (меньше 10% расходов бюджета), к тому же они выделяются в течение года неравномерно. Заказчики этих программ - министерства, ведомства, администрации областей, городов плохо организуют работу по выполнению этих инвестиционных программ.
Пора сделать следующее. Есть сейчас 4 национальных проекта и 40 федеральных целевых программ. Надо сделать 10 национальных проектов и уже внутри них федеральные целевые программы. Закрепление персонально министров как ответственных за 1-2 национальных проекта и соответственные программы, четкое финансирование и жесткая ответственность как административная, так и уголовная за срыв сроков и нецелевое использование бюджетных средств. Сейчас, чтобы не срывалось, все высокие чиновники неприкасаемы. Нет строгой ответственности за расчеты и исполнение бюджета, государственных программ и проектов.
3. Минэкономразвития и минфину надо резко повысить качество и точность расчетов бюджетных показателей. Чуть ли не каждый месяц меняются цифры и доходов, и расходов. Плановые и фактические показатели существенно отличаются. Нет в стране до сих пор четкой, надежной системы прогнозирования макроэкономических, бюджетных показателей. Ее надо создавать на научной базе с участием Академии наук и оставшихся еще научных экономических институтов.
4. Увеличить инвестиционный фонд до 1 трлн руб. Сформировать перечень инвестиционных проектов, способствующих развитию высокотехнологичных производств, повышению конкурентоспособности отечественной экономики. При этом необходимо четко определить характер участия государства в этих проектах и меры по стимулированию участия в них бизнеса. Не только венчурные фонды, но продвижение научных разработок в массовое производство.
5. Создать надежные механизмы заимствования у Центрального банка части его огромных золотовалютных резервов на социально-экономическое развитие страны. Из 450 млрд долл. безболезненно, например, через ряд крупных и надежных российских банков направить до 100 млрд долл. на финансирование строительства дорог. Это был бы экономический прорыв.
6. Определить механизм государственного мониторинга и контроля внешних заимствований наших фирм, которые могут стать серьезной угрозой финансовой стабильности в стране. Внешний долг наших фирм и рынков почти в 10 раз уже превышает внешний долг государства. Сейчас об этом мало кто беспокоится, а проблема требует внимания и решения.
Все эти меры позволят укрепить социальное единство общества и обеспечить рост экономики.
Владимир Жириновский, ваш кандидат в Президенты России
Публикуется бесплатно на основании п.1 ст. 53 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Материал предоставлен Политической партией "Либерально-демократическая партия России".