Еврейская автономная область готова к внедрению инновационных проектов в сфере образования

Автономия вошла в десятку победителей общероссийского конкурса регионов, внедряющих у себя комплексные программы модернизации образования. И теперь в течение двух лет будет получать дополнительные средства на развитие системы народного образования в рамках приоритетного национального проекта.

Сегодня все средние школы Биробиджана перешли на так называемое нормативное фи-нансирование. Теперь бюджет учебных заведений формируется из расчета численности детей, а не по усредненному показателю, как это было раньше. Образно говоря, рубль из государственной казны идет вслед за учеником или воспитанником.

- Новая система финансирования отлично зарекомендовала себя в школах, - рассказала корреспонденту "РГ" заместитель главы мэрии Биробиджана Людмила Копенкина. - За два года нам удалось, например, на треть увеличить их обеспеченность лабораторным и учебно-наглядным оборудованием. Поэтому в качестве эксперимента новая система внедрена в двух детских садах Биробиджана. Не исключено, что в будущем году она появится уже во всех дошкольных учреждениях областного центра.

Впрочем, системе образования ЕАО и Биробиджана не привыкать к внедрению инновационных проектов. Областной центр часто выступает в роли испытательного полигона. Благодаря этому автономия заработала авторитет, и там не боятся участвовать в экспериментах по модернизации системы образования. Как, например, произошло с реформированием системы оплаты труда школьных учителей.

Смысл эксперимента, запущенного в начале прошлого года, заключается в том, что школьный фонд оплаты труда разделен на два неравных блока. Семьдесят его процентов составляют базовую часть, а оставшиеся тридцать - стимулирующую. На размер заработной платы будут влиять не только стаж, соответствующий разряд и присвоенная квалификация, как раньше, а еще сложность работы учителя при подготовке к занятиям, присутствие школьного предмета в едином государственном экзамене, применение новых технологий в преподавании. Кроме того, участие в распределении стимулирующих выплат сможет принять совет школы, в который входят и родители учеников.

В качестве "пилотных" регионов министерство образования РФ выбрало лишь несколько территорий страны. На Дальнем Востоке, например, Якутию. Еврейская область включилась в эксперимент по своей инициативе, выбрав в качестве "полигона" несколько школ в Биробиджане и районах автономии.

По словам руководителя комитета образования правительства ЕАО Евгения Сильянова, большая часть работы по модернизации системы образования в автономии проводится по собственной инициативе.

- Просто мы понимаем, что рано или поздно реформы все равно придут в регионы, - говорит он, - поэтому хотим быть готовы к ним.

 В этом году в области стартует еще один эксперимент. Впервые выпускники девятых классов общеобразовательных школ пройдут независимую оценку знаний. Вместо традиционных экзаменов школьникам будут предложены тестовые материалы, напоминающие контрольно-измерительные материалы (КИМы) по единому государственному экзамену для выпускников одиннадцатых классов. Главное же их отличие в том, что местные КИМы будут разработаны в ЕАО, а не в Москве.

Для оценки результатов появятся специальные предметные комиссии, состоящие из учителей местных школ. Эксперимент будет носить пока добровольный характер. Но интересно, что о готовности участвовать в нем заявили все школы Биробиджана.

Кстати, в этом году из всех субъектов Дальневосточного федерального округа только ЕАО и Амурская область получили возможность внедрять на своих территориях комплексные программы модернизации в сфере образования.

Между тем
В этом году 64 амурские школы подали заявки на конкурс среди школ, внедряющих инновационные общеобразовательные программы. Среди них 12 победителей прошлого года.