В Большом театре наконец определились с выбором персоны, которая с 1 января 2009 года заменит уходящего с поста художественного руководителя балета Большого театра Алексея Ратманского.
История с подтекстом "быть или не быть" в Большом театре новому руководителю балета, длившаяся почти год, с момента, когда Алексей Ратманский получил приглашение возглавить с 2009 года крупнейшую в Америке труппу Нью-Йорк Сити балет, подошла к развязке. "Я год уговаривал Алексея Ратманского, чтобы он остался на своем месте, - признался генеральный директор Большого театра России Анатолий Иксанов на пресс-конференции. - Но своим окончательным решением не продлевать контракт с Большим театром Алексей поставил меня в сложную ситуацию. Мы рассматривали множество кандидатур и сошлись во мнении на одной - это Юрий Бурлака".
Имя Бурлаки в контексте Большого театра появилось не слишком давно: являясь руководителем театра "Русский балет", созданного Вячеславом Гордеевым, Юрий Бурлака поставил в прошлом сезоне в Большом театре совместно с Алексеем Ратманским спектакль по хореографии Мариуса Петипа "Корсар", имевший фурор на лондонских и парижских гастролях труппы. Бурлака также принимал участие в показах Мастерской новой хореографии в Большом театре. Но мотивация руководства Большого театра доверить Бурлаке одну из самых знаменитых трупп мира не исчерпывалась только удачным творческим тандемом будущего руководителя балета Большого с ныне действующим. Как сказал генеральный директор Большого театра России Анатолий Иксанов, "нам в первую очередь было важно, чтобы это был преемник тех эстетических традиций, которые исторически поддерживаются в Большом театре. Прежде всего это труппа, танцующая классический русский и зарубежный репертуар. Во-вторых, для нас принципиально сохранить тот вектор движения, который наметился при Алексее Ратманском: современный танец и открытие молодых звезд. Наконец, в руководителе должно присутствовать одно очень важное качество - человеческая порядочность и преданность делу".
Официальное представление труппе Юрия Бурлаки в новом статусе произойдет в сентябре на традиционном сборе труппы. А в ноябре планируется выпустить в один вечер спектакли, созданные обоими худруками: Гран па из балета "Пахита" в постановке Юрия Бурлаки (хореография Мариуса Петипа) и "Русские сезоны" на музыку Леонида Десятникова, поставленный Алексеем Ратманским в 2006 году в Нью-Йорк Сити балет.
Сам Алексей Ратманский останется в труппе в качестве приглашенного хореографа. Как стало известно, Алексей Ратманский не подписал контракт и с Нью-Йорк Сити балет.
Прощальным жестом Алексея Ратманского в качестве стратега репертуарной политики театра в следующем сезоне станет балет "Коппелия" (хореография Мариуса Петипа) в постановке Сергея Вихарева, специалиста по императорскому балетному наследию, известного реконструкциями "Спящей красавицы" и "Баядерки" в Мариинском театре, "Коппелии" в Новосибирском театре оперы и балета. "Для труппы Большого театра важно, что и Сергей Вихарев, и Юрий Бурлака работают в одном направлении с классикой - историческом", - сказал Ратманский на пресс-конференции. - Это тщательная работа с архивами, пиетет к первоисточнику - и в то же время современный взгляд, использующий эстетические и технические наработки последних лет".
Блюсти "чистые линии" балетной классики в Большой театр призван и Юрий Григорович, указ о назначении которого на пост штатного хореографа Анатолий Иксанов подписал 1 марта. Ни Юрия Григоровича, ни Юрия Бурлаки в столь ответственный для их творческих перспектив момент в Москве не оказалось. Поэтому особенности работы спонтанно сформировавшегося триумвирата - Ратманский - Бурлака - Григорович будут обсуждаться при будущих очных встречах хореографов и руководителей ГАБТа.
По словам Иксанова, Юрий Григорович и не покидал Большой театр, в репертуаре которого с 2001 года восстановлены четыре его балета: "Но именно сейчас настало время, когда присутствие Григоровича в театре особенно актуально: скоро откроется историческая сцена, с каждым годом увеличивается количество гастролей труппы, и театру просто необходим личный контроль над спектаклями, созданными выдающимся хореографом". Большой театр также не исключает возможности, что 81-летний Григорович создаст на его сцене новую постановку. Единственное, что точно не удастся осуществить маститому мэтру в Большом театре - это вернуть в труппу звезду его Краснодарского балета Анастасию Волочкову. "Это так же невозможно, - сказал Иксанов, - как выступление группы "Тату" на сцене Большого театра".
Алексей Ратманский
художественный руководитель балета Большого театра России:
- Работа руководителя труппы отнимает 24 часа в сутки: надо постоянно просматривать спектакли, определять, что нужно для театра, для конкретного артиста. Любая творческая идея, которую я хотел бы осуществить в качестве хореографа, тоже требует большого времени. Хочется надеяться, что в течение четырех лет, которые я работал в Большом театре в качестве руководителя труппы и еще продолжу в течение 2008 года, мне удавалось совмещать свои интересы и интересы театра. Кроме того, для меня это было балансирование между идеями: Большой театр - это классический балет и одновременно - живой театр для артистов. Мы ставили и классику, и балеты Шостаковича, и хореографию 50-х-60-х годов, привлекали современных хореографов для работы с артистами, создали Мастерскую новой хореографии. Я убежден, что в театре должно постоянно происходить обновление - в этом залог движения. Сегодня мне хотелось бы сосредоточиться исключительно на хореографии, и для себя я решил, что некоторое время буду работать в качестве свободного художника. Поэтому переговоры с Нью-Йорк Сити балетом пока приостановлены. С Большим театром у меня связано много идей и среди них - работа труппы над хореографией Уильяма Форсайта.