И лишь 30 процентов городской территории - в основном парки, лесополосы, то есть зеленые оазисы - можно считать благоприятной средой. Об этом вчера заявили участники "круглого стола", посвященного одной из самых актуальных проблем мегаполиса.
- Если проанализировать жалобы населения на негативные факторы окружающей среды, то 32 процента приходится на лишние децибелы, - сообщила журналистам исполняющая обязанности директора государственного природоохранного учреждения "Мосэкомониторинг" Полина Захарова. - Шум вообще в "тройке" наиболее актуальных экологических проблем нашего города.
Прежде всего его создают автотранспортные потоки, железнодорожный транспорт, наземные линии метро и трамваи, пролетающие самолеты, строительная техника и так далее. По словам Захаровой, в местах жилой застройки рядом с оживленными магистралями допустимый уровень шума превышается на шесть-семь децибел, а на стройплощадках - в среднем на 16-17 децибел.
Что же делают городские власти для того, чтобы защитить уши москвичей? Как сообщила Полина Захарова, в конце прошлого года была принята городская концепция снижения шума. Она предусматривает, в частности, внедрение специальных технологий во всех сферах городского хозяйства и промышленности, ужесточение мер ответственности за нарушения, связанные с созданием сверхнормативного шума. Например, чтобы транспорт не так сильно гремел, планируется покрывать дороги асфальтом специальных марок. Меры по защите от шума будут предусматриваться уже на стадии проектирования новых жилых районов. "Согласно утвержденной концепции рядом с трассами должны располагаться длинные здания - например, гаражные комплексы, - уточнил начальник отдела акустических расчетов Научно-исследовательского института экологии города Валерий Любельский. - В домах-новостройках жилые помещения должны выходить окнами на тихую сторону". В районах сложившейся застройки детские сады, школы, больницы при необходимости станут обносить специальными экранами.
По мнению, Полины Захаровой, основным средством снижения шума в жилом секторе в данный момент остаются звукозащитные окна. Их устанавливают за счет средств городского бюджета жильцам домов, которые расположены вблизи автомагистралей, например Третьего транспортного кольца.
Кстати, по инициативе Москвы в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесены поправки, поднявшие штрафы за нарушение тишины. Для юридических лиц - до 300 тысяч рублей. "Мы изучали зарубежный опыт и пришли к выводу, что там главная преграда - это суровые законы, предусматривающие очень серьезные штрафы за превышение допустимых норм, - пояснила "РГ" Полина Захарова. - Считаем, что и у нас это может подействовать. Вряд ли кто-то, например из застройщиков, захочет рисковать и платить 300 тысяч лишь для того, чтобы стройка не простаивала ни днем ни ночью. Что же касается снижения уровня шума от автотранспорта, то столичные власти готовят свои предложения в МВД России по ужесточению мер при техосмотре автомобилей. Дело в том, что сегодня, проходя ТО, не замеряются шумовые параметры автотранспортных средств. Во-первых, нигде не было прописано такой нормы, во-вторых, сотрудники ГИБДД просто не оснащены специальными приборами. Столичные власти и мы, со своей стороны, считаем, что пора изменить существующий порядок и обязать сотрудников госавтоинспекции при техосмотре обращать внимание и на шумы, издаваемые автомобилем".