Премьерный проект "Код жизни", показ которого начинается 12 марта, продолжает линейку документальных детективных сериалов Первого канала.
Опыт сотрудничества "первой кнопки" с телекомпанией "Цивилизация", специализирующейся на документальном кино, показывает, что такого рода проекты могут иметь достаточно высокий зрительский рейтинг. Скажем, документальный сериал "Братство бомбы" - история о том, как создавалась атомная бомба в разных странах мира, о мистике в жизни ученых-атомщиков - стал лидером прайм-тайма 2006 года и лауреатом двух премий "ТЭФИ". Вторая ласточка - "Код жизни".
Продюсер сериала Александр Митрошенков утверждает, что идея документально-детективного цикла о генетике "Код жизни" пришла в голову генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту. Отец телевизионщика Эрнста - известный ученый Лев Эрнст, который занимался возрождением генной инженерии в России. Да и сам Константин Львович, как известно, окончил биологический факультет МГУ и является кандидатом биологических наук.
"Код жизни" - это и история мировой генетики, и история жизни ученых, и рассказ об их уникальных открытиях. "Код жизни" - это исторический детектив, ведь все, что связано с генетикой в России, окрашено в трагические тона.
Герои невидимого фронта
Ученый-биолог Николай Кольцов сделал всемирно известным свой маленький институт экспериментальной биологии еще в начале 20-х годов прошлого века. Кольцов занимался пересадкой органов животных и исследовал проблему смены пола у тутового шелкопряда. И все это в условиях голода и разрухи. Кольцов выдвигал идеи, которые опережали время на десятки лет. Ученый был арестован, он умер в пылу борьбы с "лженаучными извращениями", а его жена покончила с собой на второй день после гибели мужа.
Еще один герой документально-детективного сериала - американец Томас Морган и его мучительные эксперименты с мухами-дрозофилами. Звучит вся эта история для обывателя смешно, но жена Моргана сразу после родов спрашивала, как продвигаются его эксперименты, сам же ученый никому не доверял пробирку с мушками, у которых проявились генетические мутации, и все время носил ее с собой. А было это все аж в 1909 году.
Капельки пота на ликах святых
Будут в сериале и более современные, но от этого не менее загадочные истории. Художник Константин Худяков нашел свою "формулу бессмертия" и воссоздал портреты библейских персонажей, опираясь на идею генетической общности человечества. Художник реконструировал образы святых из фрагментов фотографий наших современников. 200 тысяч цифровых снимков и 4 года работы вылились в компьютерное клонирование не только образов, но и характеров. На ликах святых проступили даже капельки пота.
Оплодотворить комсомолок плазмой Ленина и Дарвина
В 1936 году ученые предложили Иосифу Сталину строить социализм в Советском Союзе, оплодотворив комсомолок плазмой Ленина и Дарвина. Сталин, как известно, предпочитал другие методы. Однако через много лет в США нашелся человек, который эту тему продолжил. Он стал собирать генетический материал нобелевских лауреатов и находил женщин, которые брали на себя почетную обязанность родить будущих гениев. Эксперимент провалился, дети получились обычными средними американцами без всяких претензий на гениальность. Тем не менее попытки искусственно вырастить гениев продолжаются и до сих пор.
Геном человека в фильме сравнивается с черным мешком в черной-черной комнате. Каждый ученый опускает в него руку и что-то оттуда вынимает, совершает открытие. Так американские ученые пытаются вычленить ген насилия, дабы избавить человечество от войн и преступлений. Экспериментаторы выяснили, что гены всегда действуют в кассете: главный ген находится во взаимодействии со многими микрогенами. Так ген насилия оказался в связке с генами, которые отвечают за способность человека идти на риск. Если подавить ген насилия, то вместе с преступниками и авантюристами исчезнут и герои. Появляется и другой вопрос: если у человека обнаружена мутация к склонности убивать, то что делать с такими людьми - терпеть их в обществе или запирать в резервации?
Лев Николаев, автор сериала "Код жизни" и художественный руководитель телекомпании "Цивилизация":
- Люди сейчас заинтересованы в научно-популярных фильмах. Большие и подробные фильмы об истории атомной энергетики, о генетике мы расцениваем как прорыв информационной блокады в телеэфире и как надежду на дальнейшее развитие. Виктор Ющенко, режиссер нашего сериала, человек очень целеустремленный, он нашел те средства, которые позволяют сделать рассказ о науке эмоциональным и интересным. Мы не хотим вульгаризировать и слишком популяризировать научные понятия, но способ подачи позволяет соблазнить зрителей знанием.
Всегда стоит вопрос, для кого мы делаем кино. Этот вопрос мы ставили и около 40 лет назад вместе с ученым Сергеем Капицей, когда начинали программу "Очевидное-невероятное". Мы пришли к выводу, что люди умны. Нельзя их обижать тем, чтобы объяснять примитивные термины. В сериале мы не расшифровываем понятие гена, как раньше не расшифровывали, что такое кварк. И сегодня мы получаем от зрителей благодарности за доверие.
Мы использовали клиповый монтаж, уникальные съемки внутри клетки организма, есть документальные реконструкции жизни ученых и их экспериментов. В России сейчас наступила новая эра, когда знания стали цениться по-настоящему. Кстати, ученого Кольцова в сериале "сыграл" наш режиссер по монтажу.
У нас нет статики и нет акцентов, которые считались обязательными в советском документальном кино, как то - ученый за письменным столом, ученый в размышлениях. Действие развивается у нас по законам игрового кинематографа.
Российская газета: Сейчас столько страхов связано с генетическими мутациями в продуктах питания. Выходят фильмы, в которых люди-мутанты истребляют все на свете. Вы смотрите на будущее генетики с оптимизмом?
Лев Николаев: Я верю, что наука сама справится со всеми сложностями. На наших глазах происходят невероятные вещи, и через пять - десять лет ученые перейдут на клиническую работу с человеком. Медицина получит орудие, которое уничтожит очаги старения и болезней. Автоматическим образом продлится жизнь, возможно, до 120 лет и больше. Отработав положенное, человек сможет просто жить для себя, путешествовать, смотреть мир, и при этом люди будут абсолютно здоровы.
Досье "РГ"
Лев Николаев - с 1973 года работал на телевидении в качестве редактора программ "Очевидное-невероятное", "Институт человека", затем - руководитель и ведущий программ "Под знаком Пи", "Избранное", "Цивилизация". За создание программы "Очевидное - невероятное" вместе с Сергеем Капицей в 1980 году был удостоен Государственной премии СССР.