После того как кабинет министров ограничил рост цен всеми возможными способами, включая введение запретительных пошлин на экспорт зерна и замораживание цен на социально значимые товары, правительство впервые решило послушать о результатах деятельности министерства сельского хозяйства и обсудить планы ведомства Алексея Гордеева на этот год.
Как известно, советов экономистов, выступивших против запретов на экспорт сельхозтоваров, уверяющих, что это в первую очередь замедлит рост ВВП, но еще и опасно для аграриев, правительство не услышало. Зато ведомство Гордеева предлагает ввести ограничение наценки в 10-15% на реализацию социально значимой сельхозпродукции в розничной торговле. "Сейчас минэкономразвития прорабатывает этот вопрос, наценка может быть и 10, и 20 процентов, но минсельхоз хотел бы видеть наценку в 10-15%", - заметил правительственный источник "РГ". Предполагается, что механизм установит фиксированную наценку на социально значимые товары по пяти-шести позициям, таким, как хлеб, молоко, мясо и яйцо. Но согласование документа еще предстоит, хотя в весеннюю сессию, как предполагают в правительстве, он может быть внесен в Госдуму.
Скорее всего, ведомство Гордеева не откажется и от запретительных пошлин на экспорт зерна из России, срок действия которых заканчивается в конце апреля. Предполагается, что они будут пролонгированы. "Вряд ли до сентября, но до конца июня - начала июля, когда будет ясно, каков будет валовой сбор и имеет ли смысл открывать экспорт", - пояснил источник "РГ". Соответствующее решение правительства должно быть принято в ближайшее время.
В марте должна быть объявлена и цена закупки зерновых для интервенционного фонда, размер которого может составить от 2,5 до 5 миллионов тонн. "Это будет инструмент министра и министерства сельского хозяйства, чтобы исполнять свои полномочия", - добавил источник.
Гордееву есть чем порадовать правительство. В 2007 году по отношению к 2006 году рост сельхозпроизводства составил 3,3%, в том числе в растениеводстве - на 2%, в животноводстве - на 4,8%. Согласно документу в 2008 году рост производства продукции растениеводства может составить 2,9%, животноводства - 4,8%. Доля отечественной продукции в формировании ресурсов мяса и молока составит 61,1 и 78,3% соответственно. Правда, только цены на эти продукты, растущие чуть ли не каждый день, не радуют россиян.
- Продукты питания - единственное, что не дорожало последние 8-9 лет, - неожиданно для всех сделал "открытие" правительственный источник, добавив, что при этом горюче-смазочные материалы, газ и электричество подорожали в разы.
Другое открытие чиновников поражает не меньше. Дизельное топливо в регионах при закупке оптом стоит 25 рублей за литр. Кстати, для сравнения: в Москве на бензозаправке литр дизельного топлива не превышает 20 рублей. Такая вот государственная экономика.
Но у Гордеева в планах глобальные цели - устойчивое развитие сельских территорий, повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. Для этого в предстоящие пять лет на реализацию программы из федерального бюджета планируется выделить 551 миллиард рублей, что в 3 раза больше по сравнению с предыдущим пятилетием. Кроме этого, такую же сумму должны выделить субъекты.
В правительство после долгих согласований добрался и проект развития сети аэропортов, разработанный министерством транспорта. Документ предусматривает создание инфраструктуры крупных узловых аэропортов (хабов), разработку и внедрение классификации аэродромов (аэропортов) федерального и регионального значения и управление ими, оптимизацию модернизации и развития аэродромной инфраструктуры с использованием рыночных механизмов, а также сохранение и развитие авиационных перевозок местного значения и всего сегмента социально значимых авиационных перевозок при использовании мер государственной поддержки. А все потому, что минтранс отмечает, что количество действующих аэродромов в стране с 1992 года по настоящее время сократилось с 1302 до 351 и только в 2006 году из эксплуатации были выведены 32 аэродрома. При этом из 351 аэродрома регулярные авиаперевозки осуществляются только через 260 аэропортов. По мнению минтранса, эта ситуация обусловлена разрушением межрегиональных авиационных связей и логистики авиаперевозок. Поскольку за 6 лет из федерального бюджета были выделены на эту сферу 30 миллиардов рублей, теперь ведомство Игоря Левитина просит 540 миллиардов рублей до 2020 года (в базовом варианте), объясняя, что износ основных фондов аэродромной сети приблизился к 80%.
В результате освоения этих денег минтранс обещает создать условия для продолжения стабильного роста авиаперевозок, повышение авиационной подвижности россиян, увеличив количество авиаперелетов, совершаемых одним жителем страны, с 0,23 до 1,00, увеличение доступности авиаперевозок до 3,3 миллиона человек с нынешних 1,7 миллиона.
Для этого ведомство Левитина предлагает включить в формируемую национальную опорную сеть аэродромов 121 из 351 аэродромов, действующих на территории страны. Их и поделят на аэродромы федерального значения, регионального и местного, а по принципу построения маршрутной сети - на узловые и неузловые. Кроме того, в список предлагается включить семь аэродромов, имеющих большую социальную значимость, а также 64 из реестра запасных аэродромов. Аэродромы, которые не войдут в национальную опорную сеть, передадут в региональную собственность в случае проявления заинтересованности со стороны регионов с последующей приватизацией либо преобразованием в казенные предприятия. В случаях отсутствия интереса со стороны регионов аэропорты останутся в федеральной собственности, они будут приватизированы или переданы в управление администрации гражданских аэропортов и аэродромов, которая сейчас формируется.