Кадровая проблема на предприятиях Прикамья должна быть решена с помощью введения системы бизнес-заказа на обучение будущих специалистов в вузах.
С таким предложением на встрече с руководством крупных промышленных компаний на днях выступил губернатор Пермского края. По мнению Олега Чиркунова, бизнесу и муниципальной власти совместно с краевой администрацией стоит разработать механизм подготовки молодых специалистов для конкретных предприятий. И сделать это можно при помощи сертификатов на обучение, по которым заводы будут направлять молодежь в профессиональные учебные заведения.
Польза от такого сотрудничества очевидна. Предприятия по истечении пяти лет обучения в вузе получают готового сотрудника, а молодые люди - возможность бесплатного образования и гарантированное рабочее место по своей специальности.
Как пояснили корреспонденту "РГ" в краевом министерстве образования, по сути, речь идет о введении в регионе системы бизнес-заказа на подготовку специалистов. Первые шаги в этом направлении уже были сделаны раньше. Например, с прошлого года министерство подписывает договоры с каждым учреждением начального и среднего профессионального образования и дает квоты на профессии, на количество мест и многое другое. После процедуры защиты заказа на специальной комиссии училища и техникумы приступают к выполнению учебного плана.
- Однако в системе бизнес-заказа существуют определенные риски. Главная проблема кроется в том, что бизнес сегодня сам не готов заказывать в системе начального и среднего профессионального образования, то есть идти на долгосрочные заказы. Предприниматели могут спрогнозировать то, как будет развиваться их дело максимум на пять лет, зачастую - не имеют долгосрочного прогноза, потому и не способны заказывать работников. Пред-приниматели ориентируются главным образом на старший возраст учащихся и на краткосрочный заказ, - пояснили в региональном министерстве образования.
В тех или иных формах предприятия уже сегодня сотрудничают с учебными заведениями. К примеру, в ПГТУ существуют программы целевой подготовки студентов. Предприятия организуют для будущих работников теоретические и практические спецкурсы, если требуется, закупают необходимое для обучения оборудование.
- Что касается финансовых вливаний, предприятия чаще всего выплачивают наиболее успешным студентам стипендии, нежели оплачивают их обучение. А после вуза в эти структуры устраивается огромное количество бюджетников. Самое главное для нас в этом проекте то, чтобы студенты после вуза могли трудоустроиться, и сегодня выполняем эти задачи. По крайней мере, в сентябре наши выпускники не стоят на учете в службе занятости, - отметил ректор ПГТУ Василий Петров.
Отработанные схемы работы с вузами, как выяснилось, есть и в компаниях. Так, директор по персоналу одного из крупных промышленных предприятий Сергей Тишин пояснил корреспонденту "РГ", что сегодня они активно используют такую форму работы, как ученический договор. Эта система предельно ясна: организация оплачивает человеку обучение, и он после выпуска либо возвращает вложенные в его образование деньги, либо отрабатывает их на предприятии. Конечно, промышленной структуре в этом случае удобнее платить за обучение на заочно-вечернем отделении, однако заключаются договоры и на дневном.
- Мы идем по всей лестнице образования, так, целевые группы с нашими "договорниками" есть в профессиональных училищах. При этом я не буду обучать 100 конструкторов. Специалистов будет столько и в тех пропорциях, сколько нужно. К примеру, в год за счет предприятия только высшее образование получают не менее 10 человек, на это уходит около 300 тысяч рублей. Безусловно, в договоре прописаны все риски, - пояснил Сергей Тишин.
Одним из звеньев в цепи, которая должна вдохнуть жизнь в систему бизнес-заказа на образование, является власть того муниципалитета, где ощущается нехватка кадров на предприятиях. Однако, по мнению чиновников территорий, сегодня проблема не столько в недостатке высококвалифицированных специалистов, управленцев-то как раз хватает. Нужны люди с рабочими специальностями.
- Поэтому мы работаем со средними учебными заведениями. Но нужно понимать, что привлечение туда людей - это не решение. Они заканчивают училище, а на завод все равно не идут - не устраивает зарплата. Чтобы изменить ситуацию, у нас действует трехсторонняя комиссия, состоящая из работодателей, профсоюзов и представителей администрации района, - отметил глава Лысьвенского района Алексей Гончаров. - Мы работаем по двум направлениям: с одной стороны, обговариваем с представителями предприятий вопросы повышения заработной платы для молодых специалистов, с другой стороны, продумываем, как можно обеспечить их жильем. Да, на сегодняшний день у предприятий нет фондов, чтобы предоставлять жилплощадь, но мы обговариваем варианты их участия в строительстве домов, в которых они смогли бы предоставлять работникам квартиры.
Пока это только проекты, но, по мнению чиновников, такие меры поспособствуют тому, что молодые специалисты задумаются, прежде чем уехать из родного города, и, возможно, захотят работать на заводе.
Владимир Маланин, ректор Пермского государственного университета:
- Сегодня наметилось сближение интересов бизнеса и высшего образования. И, на мой взгляд, - это правильное направление. Потому как пока есть определенные противоречия между взглядами преподавателей высшей школы и представителями предприятий на то, как нужно готовить специалистов. И снять эти противоречия можно путем взаимодействия. Важно понять потребности рынка, экономики. Одним преподавателям это сделать очень сложно, поэтому мы приветствуем образовательные проекты и готовы идти на корректировку программ. Это не нанесет никакого ущерба классическому образованию. В вузе есть обязательные стандарты, которые остаются неизменными. Но есть и та часть, которую можно варьировать. И чем больше в ней будет дисциплин, "заточенных" под интересы предприятий, тем более подготовленных, а значит, востребованных специалистов будет выпускать высшая школа.