В России может появиться еще один автомобильный банк
Первыми ласточками в этой новой нише работы с клиентами стали компании Toyota и DaimlerChrysler. Эти два крупных мировых автопроизводителя запустили свои банковские проекты (Тойота Банк и ДаймлерКрайслер Банк Рус) во второй половине прошлого года.
О планах по открытию собственных профильных банков заявили такие корпорации, как General Motors, BMW, Renault-Nissan и Ford. При этом GM уже работает на нашем рынке в лице дочернего банка General Motors Acceptance Corp., заключившего партнерское соглашение с одним из кредитных институтов, а банк BMW планирует начать работу в течение наступившего 2008 года.
Теперь к их числу может примкнуть и корпорация Mitsubishi Motors. В представительстве компании появившуюся на рынке информацию о том, что в ближайшее время в России начнет работу автомобильный банк, не подтвердили, но заявили о том, что развитие банковских услуг - весьма перспективное направление для компании.
На сегодняшний день рынок автомобильного кредитования действительно развивается высокими темпами. По оценкам аналитического агентства "Автостат", в прошлом году в кредит было продано 48 процентов машин, правда, справедливости ради стоит отметить, что специалисты агентства считали все проданные новые пассажирские автомобили.
Статистика же конкретно по легковым гласит, что около 40 процентов новых иномарок приобретаются в кредит, а по оценкам аналитиков рынка, уже через 3 года на заемные деньги будет приобретаться минимум каждый второй автомобиль. А оптимисты называют и среднеевропейские цифры: до 60-80 процентов автопарка - в кредит.
Растут и объемы кредитования с совокупной стоимостью авторынка - по оценкам фирмы PricewaterhouseCoopers, до 2012 года первые вырастут как минимум вдвое. А на прошедшей недавно в Москве конференции "Автодилер-2008" представители банковского сообщества сообщили, что к 2010 году планируется рост отечественного автомобильного рынка в денежном выражении до 115,7 миллиарда долларов. Объем рынка кредитования к тому времени должен увеличиться с 16 миллиардов долларов в 2007 году до 56,5 миллиарда долларов в 2010 году.
Цифры достаточно оптимистичные, если не сказать больше. И на этом фоне открытие крупными иностранными автомобильными корпорациями аффилированных банков, через которые и планируется проводить кредитную экспансию, выглядит весьма закономерно. Однако те условия кредита, которые на данный момент предлагаются, пока не везде отличаются от среднерыночных. И если дело пойдет так и дальше, то вышеуказанных цифр можно и не достигнуть.
Действительно, только совсем небольшое количество марок автомобилей можно приобрести по низкой кредитной ставке (до 4,9 процента в год), причем достигается она только за счет того, что производитель берет на себя частичное погашение процентов по кредиту. Такой расклад сегодня выгоден всем: покупатель получает возможность снизить единовременные платежи, производитель - увеличить объемы продаж, а банк получает надежного заемщика.
В основном же, учитывая тот факт, что все другие средние ставки по долгосрочным автокредитам в рублях сегодня колеблются на уровне 9-13 процентов годовых, борьба идет за качество обслуживания. И тут действительно у аффилированных банков концернов есть свои плюсы. В частности, к ним можно отнести сильное сокращение времени на процедуру рассмотрения заявки и оформления кредита. А это опять же на руку всем сторонам в данном процессе.
Относительно недавно на рынке появилась и еще одна программа кредитования - так называемая вuy-back. Она заключается в том, что при покупке автомобиля оплачивается от 30 до 50 процентов его стоимости, а остальная сумма рассчитывается таким образом, чтобы к концу срока действия выплат оставался долг в 20-40 процентов, которые владелец авто волен выплатить сразу, выкупив автомобиль окончательно, или может продлить кредит дальше.
Развивается и система тrade-in, когда в зачет стоимости нового авто идет цена сданного старого.