В конце марта правительство планирует рассмотреть Основные направления налоговой политики до 2011 года.
О том, что ждет бизнес от этого документа, корреспондент "РГ" беседует с вице-президентом Торгово-промышленной палаты, председателем Экспертного совета при ТПП по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практике Владимиром Исаковым.
Российская газета: Владимир Борисович, недавно ТПП провела комплексный анализ изменений налогового законодательства в 2005-2007 годах. И какие выводы были сделаны?
Владимир Исаков: В качестве позитивных результатов предприниматели выделили поправки, позволяющие некоммерческим организациям применять упрощенную систему налогообложения, включать предприятиям единовременно в состав своих расходов часть сумм капитальных вложений в виде реконструкции, равномерно распределять расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования этих исследований и разработок в производстве.
Введение так называемой "10-процентной амортизационной премии" тоже имело в целом положительный экономический эффект. Вместе с тем, по мнению ТПП, необходимо увеличить амортизационную премию с 10 до 30 процентов. Это позволит бизнесу за счет высвобождения средств проводить более активную промышленную и инвестиционную политику, обновлять основные средства и поднимать уровень производительности и рентабельности предприятий.
Вместе с тем далеко не все изменения Налогового кодекса имели положительный эффект. Остается много нерешенных вопросов в сфере налогового администрирования. К примеру, предусматривается целый ряд исключений при проведении налоговых проверок, которые могут сочетаться в различных вариантах. Тем самым проверка с учетом возможных продлений опять может быть затянута на длительный срок. В полной мере не урегулированы вопросы блокировки денежных средств на счетах налогоплательщиков, отсутствуют нормы об ответственности налоговиков за свои действия.
По мнению предпринимателей, существует много нерешенных проблем в сфере взимания, администрирования и возмещения налога на добавленную стоимость. Отмечу, что увеличение налогового периода по НДС до одного квартала, с одной стороны, оценивается положительно в связи с тем, что налоговая декларация составляется один раз в квартал, то есть у предприятий существенно сократится документооборот, увеличится время на предоставление контрагентам счетов-фактур. С другой стороны, увеличение налогового периода растянуло сроки возврата из бюджета сумм НДС, уплаченных экспортерами-поставщикам товаров, налогообложение которых производится по нулевой ставке.
На наш взгляд, необходимо наряду с переходом к уведомительному порядку сократить перечень документов для подтверждения применения нулевой ставки до одной таможенной декларации с отметкой о вывозе товара в режиме экспорта.
РГ: Сейчас активно обсуждается вопрос о необходимости снижения ставки НДС. Какую позицию занимает ТПП?
Исаков: В Основных направлениях налоговой политики до 2011 года идет речь о совершенствовании этого налога. В частности, минфин планирует внедрить систему специальной регистрации плательщиков НДС, продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, уточнить порядок налогообложения организаций - собственников жилья и применения НДС при расчетах неденежными средствами и прочее. Все это, безусловно, необходимо. Однако не предусмотрено принципиальных решений, в том числе не говорится о возможностях по снижению его ставки.
При этом вопрос о финансовой нагрузке на бизнес отнюдь не сводится к проблеме НДС. Необходимо иметь в виду, что бизнес сегодня несет довольно серьезную финансовую нагрузку неналогового характера. Я имею в виду устанавливаемые чиновниками "добровольно-принудительные" платежи, сборы на благоустройство территорий, проведение различных мероприятий, например, в муниципалитетах. Очевидна коррупционная составляющая этой "неналоговой нагрузки" на предпринимателей, поскольку суммы, которые вымогаются чиновниками под различные "общественно полезные цели", расходуются вне всякого контроля и учета и не отражаются в бюджетах.
Снижение налога на добавленную стоимость, безусловно, способно уменьшить общее налоговое бремя. Единственное, до сих пор остается открытым вопрос о нижнем пороге такой ставки, о целесообразности сохранения 10-процентной льготы по ряду позиций. Чрезвычайно важно в режиме спокойной совместной работы оценить также размеры выпадающих налоговых доходов соответствующих бюджетов. Это принципиальный момент, учитывая повышенные расходные обязательства Российской Федерации и регионов по финансированию социальных проектов.
РГ: Похоже, у предпринимателей есть немало претензий к Основным направлениям налоговой политики до 2011 года.
Исаков: Этот документ в представленной редакции предпринимателей явно не устраивает. Поясню, чем. 8 февраля 2008 года на расширенном заседании Госсовета президент Владимир Путин изложил стратегию развития российской экономики на среднесрочную перспективу. По мнению ТПП, предлагаемые минфином меры налогового регулирования и стимулирования явно недостаточны для решения поставленных задач.
Основной акцент в современной налоговой системе должен быть сделан на формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов предприятий, снижение общей налоговой нагрузки на экономику и бизнес.
Отдельно отмечу, что в планах минфина не отражено реформирование налога на имущество организаций, стимулирование инновационной деятельности, создание налоговых стимулов для привлечения инвестиций, которые приобретают ключевое значение в связи с программой социально-экономического развития России до 2020 года. Не уделено и должного внимания вопросам снижения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, что представляется нам стратегически ошибочным.
РГ: Что будет главным в вашей работе над совершенствованием налоговой политики в 2008 году?
Исаков: В палате 2008 год объявлен годом инноватики. С этой темой будут связаны все запланированные крупные мероприятия. В их числе - форум "Интеллектуальная собственность-2008", который пройдет 23-25 апреля и Всероссийский налоговый форум, посвященный налоговому стимулированию инновационной деятельности, который мы планируем провести в октябре - ноябре 2008 года.
В Налоговый кодекс предполагается внести поправки, благодаря которым для вновь вводимого технологического оборудования при сумме инвестиций не менее 50 миллионов рублей появится льгота по налогу на имущество со сроком действия не менее 5 лет. Эта мера, на наш взгляд, позволит стимулировать обновление и пополнение основных фондов промышленных предприятий, и в первую очередь - высокотехнологичных.
Детально все налоговые инициативы ТПП РФ в 2008 году отражены в Плане законопроектной деятельности палаты и Концепции развития российского законодательства на период до 2011 года, с которыми можно ознакомиться на сайте палаты.
РГ: У палаты есть возможность напрямую сотрудничать с властью?
Исаков: У нас ежегодно проходят встречи актива ТПП с депутатами Госдумы, подписаны и действуют соглашения о сотрудничестве с Советом Федерации, с рядом министерств и ведомств. Что касается финансового и налогового ведомств, то сам процесс налаживания взаимодействия с ними занял довольно длительное время. И только сейчас мы стали находить определенное понимание.
Около 20 процентов обращений в палату так или иначе касаются вопросов налогообложения. Именно поэтому было принято решение о создании при ТПП Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики.
РГ: И какие налоговые инициативы ТПП уже внесены в парламент или находятся "на подходе"?
Исаков: Мы предлагаем установить размер годового дохода налогоплательщика, при превышении которого он теряет право применять упрощенную систему налогообложения, до 60 миллионов рублей. Эта мера, на наш взгляд, позволит малому и среднему бизнесу, включая инновационный, эффективно развиваться.
Можно выделить проект о внесении поправок, предусматривающий уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, перечисленных налогоплательщиком на благотворительные цели общественным организациям, специализирующимся на оказании помощи детям-инвалидам, детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, а также на решение проблем детской беспризорности. Госдума планирует рассмотреть этот законопроект уже в июне.
Недавно ТПП заручилась поддержкой минфина по законопроекту, направленному на дальнейшее совершенствование налогового администрирования. Кроме того, палатой подготовлена новая редакция статьи 76 части первой Налогового кодекса, предусматривающая, в частности, ответственность руководителей налоговых органов за неправомерные решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков.
Кроме того, палата разработала законопроект, устанавливающий уголовную ответственность налоговиков за проведение незаконных проверок, вынесение заведомо незаконного решения и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.