Правительство области приступило к разработке мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферу частного автопарка.
По данным Саратовского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, наиболее загрязнен воздух на магистралях Саратова. Причем наибольший рост загрязнения в прошлом году наблюдался с мая по сентябрь: именно в это время растет поток автотранспорта на улицах города, проводятся масштабные работы по ремонту коммуникаций и дорожного покрытия. Да и сама жаркая и маловетреная погода способствует образованию смога. Однако если справиться с погодой не в наших силах, то на выхлопы автомобилей повлиять вполне можно.
В области началась подготовка к операции "Чистый воздух - 2008". В теплое время года ГИБДД усилит контроль над экологическими параметрами автотранспорта.
В прошлом году в рамках операции "Чистый воздух" уже проводились проверки автотранспортных предприятий и других структур, эксплуатирующих автомобили. Как рассказал корреспонденту "РГ" председатель комитета охраны окружающей среды и природопользования области Валерий Белов, тогда было обследовано более четырех тысяч машин, в результате было выявлено 762 нарушения, запрещена эксплуатация почти 300 единиц автотранспорта.
Среди наиболее популярных путей борьбы за чистоту воздуха - оснащение автомобилей газовыми катализаторами, модернизация и реорганизация дорожной сети, контроль качества топлива. Наиболее эффективна, по мнению специалистов, замена бензина "голубым" топливом. Как рассказал на совещании в правительстве области Кирилл Горшенин, заместитель министра промышленности и энергетики области, в прошлом году уже был начат перевод части транспорта и сельскохозяйственной техники на природный газ. Дело в том, что это еще и экономически выгодно: есть решение правительства РФ, по которому такой газ должен стоить дешевле бензина Аи-80.
На соответствующую целевую программу в областном бюджете заложено 270 миллионов рублей на три года. Эти деньги пойдут на строительство сети газозаправочных станций и перевод автотранспорта на новый вид топлива. Осуществить намеченное пока мешает низкая распространенность АГЗС. Причем сеть не развита как для сжиженного углеводородного, так и для сжатого природного газа. Например, в Саратовской области имеется только шесть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций: две (наиболее мощные) в Саратове, по одной в Петровске, Балашове, Александровом Гае и Екатериновке.
Однако использованию газа мешает и сложившаяся структура автомобильного транспорта. По данным ГИБДД, в Саратовской области зарегистрировано порядка 600 тысяч автомобилей, из которых 81 процент - легковые, 17 - грузовые и 2 - автобусы. По словам заместителя министра по развитию транспортного комплекса Василия Разделкина, на регулярных автобусных маршрутах на сжиженном газе работает около 1700 единиц техники. В государственных автотранспортных предприятиях сжиженный газ используют 38 процентов автобусов, частные автобусы тоже уже переведены на этот вид топлива. Чего нельзя сказать о грузовом частном транспорте, который составляет почти 90 процентов всего грузового автопарка. И именно он в основном и загрязняет атмосферу.
Однако кардинально решить проблему область не в силах: для этого необходимо организовать выпуск газобаллонных систем для автомобилей непосредственно на заводах. Как утверждает Василий Разделкин, автомобили, которые оборудуются катализаторами не в заводских условиях, порой не соответствуют действующим нормативам. Поэтому акцент делается именно на строительстве АГЗС.
На экологическую ситуацию в крупных населенных пунктах влияет и организация дорожного движения. С помощью модернизации автоматизированной системы управления светофорами предполагается на 40 процентов сократить число непреднамеренных остановок транспортных средств и на 25 процентов снизить уровень загазованности и шума на перекрестках в больших городах. Однако для достижения этой цели в рамках областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2007-2009 годы" еще предстоит изыскать в областном бюджете на второй и третий квартал этого года 12 миллионов рублей.
Специалисты считают, что операция "Чистый воздух" дала неплохие результаты. Несмотря на рост частного автопарка в крупнейших городах, удалось добиться снижения индекса загрязнения атмосферы: в Саратове он снизился с 30,7 в сентябре 2006 года до 23 в сентябре 2007-го, в Балаково - с 23,8 до 19 соответственно. Впрочем, если Балаково и Энгельс назывались в числе лидеров борьбы за чистый воздух, то областной центр в компании нескольких районов числится в "двоечниках".
Валерий Белов, председатель комитета охраны окружающей среды и природопользования области:
- Возможность дышать чистым воздухом есть далеко не у всех. Для жителей Саратова, Энгельса, Балаково, Вольска, а порой и небольших сел, расположенных рядом с крупными трассами и индустриальными объектами, это уже превращается в роскошь. В Саратовской области в воздух в год выбрасывается по 150 килограммов отравляющих веществ на каждого жителя области. Ждать изменения общей ситуации придется очень долго. Многое можно сделать своими силами, на местном уровне.