Газеты ищут способ зарабатывать в сети столько же, сколько на бумаге

Быть или не быть? Вот в чем вопрос, который отчаянно пытаются разрешить газеты и журналы всех развитых стран.

Великие и могучие еще вчера, сегодня печатные СМИ напоминают медленно, но неуклонно тающие от глобального потепления айсберги - тиражи большинства бумажных изданий неуклонно снижаются. Чумой "глобального потепления" стал для печатных "айсбергов" глобальный Интернет.

Расквартированная в США международная консалтинговая компания "Эрнст энд Янг" представила аналитический доклад, касающийся напрямую и непосредственно британских СМИ. Однако вопросы выживаемости печатных изданий, обозначенные в нем, по сути своей носят глобальный характер.

В докладе приводятся такие цифры. Начиная с 2003 года тиражи ведущих ежедневных британских газет падают ежегодно в среднем на 330 тысяч экземпляров. Главной причиной снижения спроса на печатные издания называется решительный разворот молодежной и средневозрастной групп населения к получению информации через Интернет.

В докладе говорится, что более чем половина британского населения в возрасте от 15 до 44 лет в целях получения ежедневной информации использует Всемирную паутину. При этом, как утверждают аналитики "Эрнст энд Янг", подавляющая часть текстов, к которым молодежь получает доступ через Сеть, - бесплатные. В силу этого делается вывод, что "молодые люди никогда платить за газеты не станут".

Как быть? Не раздавать же газеты бесплатно? Вопрос скорее риторический, поскольку опыт той же Британии уже ярко обозначил успех именно бесплатных городских газет, раздаваемых сегодня на каждом бойком углу столичных улиц. Именно эти бесплатные издания-дайджесты - прочел на ходу и выбросил - пользуются, как отмечается в докладе, очевидным спросом у молодого поколения.

Однако если нет желания или возможности раздавать читателям бесплатные СМИ, остается одно - залезать в Паутину. А доходы от выхода в онлайн должны будут уравновесить любые потери при производстве печатной продукции.

Как же господам издателям делать деньги на Паутине? Ответа на этот деликатный вопрос они до сих пор решительно не знали. Потому что, если бы знали, то каждый национального калибра британский газетный магнат заработал бы за минувший год прибыль в среднем от 120 до 250 миллионов фунтов стерлингов. Тогда как на самом деле урожай от газетных онлайновских версий оказался, по подсчетам "Эрнст энд Янг", в пять раз скуднее.

Причина скудости - слабая маркетинговая стратегия, которую рекомендовано срочно менять. Первое, что необходимо сделать газетчикам, считают аналитики "Эрнст энд Янг", - это сосредоточиться на более молодой аудитории и перевести все серверы на своих сайтах на бесплатный режим. Огромные резервы для покрытия с лихвой этих расходов заложены в онлайновской рекламе. Надо только с умом ее продавать. А именно - брать за расчетную модель не стоимость каждой тысячи посещений вэб-сайта рекламодателя, как принято сегодня, а внедрять более прогрессивную модель стоимости каждого "клика". Именно на такой модели построен впечатляющий успех Google. На одном только британском рынке Google в 2007 году получил от рекламы доход в 1,3 миллиарда фунтов стерлингов, тогда как ведущие газеты Соединенного Королевства собрали лишь по 15-20 миллионов фунтов.

Если рекламная модель сменится, издателям не надо будет тратиться на разные дорогостоящие "примочки" типа вложения в номера газет бесплатных CD и DVD с классическими и не очень классическими фильмами и песенками. Этот трюк, широко практикующийся в Британии, уже не работает. Ведь за саму газету все равно приходится платить. А новое поколение теперь решительно выбирает бесплатную информацию. И только те деньги, которые будут умело извлечены продвинутыми издателями из Всемирной паутины, смогут продлить жизнь старой, доброй, милой сердцу старшего поколения газете.