Выплата зарплат "по-белому" привела к серьезному пополнению местных финансов

Доходы федерального бюджета за январь-февраль текущего года составили 1,34 триллиона рублей, что составляет 20,2 процента от годового плана. Расходы достигли почти триллиона рублей, что вдвое больше аналогичного периода прошлого года. Такие данные приводит Минфин России. Не менее оптимистичную картину можно наблюдать и в региональных и местных бюджетах.

Доходы бюджетов субъектов РФ за январь были существенно выше прошлогодних. Рост составил 69 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит замминистра финансов РФ Антон Силуанов. Рост доходов объясняется тем, что в этом году минфин получил возможность доводить годовые лимиты бюджетных назначений до распорядителей средств в начале года, а не поквартально, как это делалось раньше. Некоторые министерства, пояснил он, отдали всю сумму регионам сразу.

Местные бюджеты также показали рост доходов. По данным минфина, за прошлый год они получили 1,947 триллиона рублей (рост на 28,4 процента). Правда, констатировал Силуанов, увеличились и расходы - до 28,3 процента. Напомним, что доходы местных бюджетов формируются за счет земельного налога, подоходного налога и налога на имущество физических лиц. В результате работы по учету налогоплательщиков и поступлений налогов по мере введения кадастровой стоимости земельных участков и совершенствования администрирования земельного налога рост составил 52 процента, или 68,9 миллиарда рублей.

В минфине ожидают, что в текущем году местные бюджеты серьезно пополнятся за счет подоходного налога. Выплата зарплат "по-белому" уже приводит к серьезным пополнениям местных финансов, так как увеличиваются поступления от подоходного налога. По неофициальным данным, рост составляет около 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Несмотря на столь оптимистичные показатели роста доходов региональных и местных бюджетов, минфин все-таки окажет помощь регионам по повышению зарплат бюджетникам. Произойдет это ближе к концу года по итогам восьми-девяти месяцев исполнения региональных бюджетов. Сейчас ведомство заключает соглашения с регионами. Если им не хватит собственных средств, то мы поможем, но только после проведения мониторинга исполнения бюджета за этот период, пояснил Силуанов. На эти цели в федеральном бюджете заложено 16 миллиардов рублей.

Что касается мониторинга, то, сказал Силуанов, федеральный бюджет уже не раз оказывал помощь регионам по повышению зарплат бюджетникам. В большинстве случаев оказывалось, что, подведя итоги исполнения бюджетов, такая помощь необязательна. Регионы получали дополнительные, незапланированные доходы, которые они могли направлять на финансирование зарплат, не дожидаясь помощи из федерального центра. При этом, добавил он, соглашение предусматривает, что регионы не должны сокращать другие обязательства в поиске источников повышения зарплат.

На помощь федеральной казны в будущем регионам не придется надеяться. Уже при подготовке бюджета на 2009-2011 годы ведомство планирует сократить количество видов и объемы субсидий, поделился финансовыми планами властей Силуанов. Удельный вес безвозмездных поступлений в бюджеты субъектов увеличился с 15,5 процента в 2006 году до 17,7 процента в 2007 году. В условиях роста собственных доходов субъектов наращивать помощь из федерального бюджета чиновникам ведомства видится не совсем правильно. Лучше направить больше средств на финансирование полномочий федерального бюджета, а со своими полномочиями регионы разберутся сами. Правда, подчеркнул Силуанов, речь не идет о сокращении финансовой помощи на выравнивание обеспеченности бюджетов. Этим федеральный центр как занимался, так и будет заниматься. Сокращаться будут лишь субсидии на полномочия.

Сейчас, пояснил он, эффективность использования таких средств вызывает серьезные сомнения. Регионы-доноры могут софинансировать больше проектов, чем слабые регионы. В результате субсидии попадают и в те субъекты, в которых и так достаточно денег.