Учителей Саратовской области ждут большие перемены

Саратовские учителя попытались разобраться в тонкостях комплексного проекта модернизации региональной системы образования. Во время его общественного обсуждения они консультировались в режиме он-лайн с федеральными экспертами.

Инициатива наказуема

Обсуждение проекта было организовано специально для заместителей глав администраций муниципальных районов, руководителей органов управления образованием и директоров базовых школ. А вызвано было противоречивой реакцией профессионального сообщества.

Механизм запуска проекта на семинаре в Саратове красноречиво представил ректор Московского института проблем образовательной политики Александр Адамский. Институт является федеральным оператором проекта, ключевой принцип которого - федеральные деньги в обмен на обязательства регионов. Как уже писала "РГ", наша область взяла на себя обязательства повысить зарплату работников образования в два раза и ввести новую систему оплаты труда, устанавливающую зависимость доходов учителей от качества их работы. Этот революционный шаг позволит теперь увеличить зарплату многим из них до 17 тысяч рублей.

На эти цели за два года из областного бюджета будут выделены три с половиной миллиарда рублей. Грант, который выиграла Саратовская область, "потянул" на 600 миллионов. Федеральные деньги должны быть потрачены строго по назначению - на обновление материально-технической базы школ.

Заметим, что никакой "обязаловки" в реализации проекта модернизации нет, никто ни от кого участия в проекте не требует. Все зависит от инициативы конкретного региона. В прошлом году ее проявили более 50 регионов, а победил лишь 21. В этом году было 33 заявки и 10 победителей, в том числе проект Саратовской области.

Ставка на креативность

- Надо считаться с современными реалиями, - говорит Александр Адамский, - мощной промышленности в стране нет, зато создана атмосфера для предпринимательства практически во всех областях. На рынке труда теперь ценятся не только знания, но и способность действовать. Полученные в школе знания должны способствовать не только поступлению в вуз, но и дальнейшему жизненному благополучию человека. Другими словами, качество образования теперь рассматривается как вопрос выживания.

Чтобы реализовать эту задачу, нужен комплекс особых мер. В проекте обозначены семь направлений. Самым важным, сложным и болезненным является внедрение новой формы оплаты труда. Она предполагает, во-первых, оплату не только уроков, но и самых разных видов деятельности учителя (до сих пор по единой тарифной сетке оплачивалась только аудиторная нагрузка). Во-вторых, новая система ориентирована на стимулирование качества и результативности труда педагога.

И, наконец, в-третьих, беспрецедентным новшеством станет участие органа общественного управления - управляющего школьного совета - в распределении стимулирующей части зарплаты.

При этом разработчики осознают, что учительство неоднородно. Если школа не научится поддерживать лучших, в образовании ничего не изменится. Но процесс этот связан с рядом социально-психологических проблем. Александр Адамский категоричен:

- Если со школьной инертностью не справляется администрация, муниципалитеты, региональное руководство, тогда лучше вообще отказаться от проекта. Но заявка, которую подписал ваш губернатор, свидетельствует о том, что регион намерен со всем этим справиться.

Хотя и эксперт подтверждает, что самым сложным психологическим моментом является именно дифференциация оплаты учителей. По информации министерства образования, размер стимулирующей части зарплаты в нашей области составит 20 процентов фонда оплаты труда. В некоторых регионах, не первый год участвующих в проекте, она уже выросла до 30-40 процентов. По результатам 2007 года восемь процентов учителей повысили свои доходы на 80 процентов (до 25-30 тысяч рублей в месяц). А это уже средний класс, то есть тот уровень, который позволяет участвовать в ипотеке, откладывать на автомобиль, планировать отпуск.

Но речь в данном случае идет о лучших учителях и их реальном вкладе. Резкое увеличение финансирования - это не индексация заработной платы. Процесс будет болезненным, так как, по утверждению социологов, учительство предрасположено к усредненности больше, чем другие профессиональные группы.

Лидеры и аутсайдеры

Среди тех, кто ранее вошел в проект, уже есть свои лидеры (примерно пять регионов), есть "двоечники" и есть те, кто просто выполнил свои обязательства. Среди отличников федеральные эксперты называют Краснодарский край, Калининградскую и Тамбовскую области. Александр Адамский рекомендовал присмотреться к опыту калининградских коллег. Это единственная область, которая ввела единый норматив подушевого финансирования для городских и сельских школ. Там создан бюджетный фонд для финансовой поддержки сельских малокомплектных школ на конкурсной основе. Это очень актуально и для Саратовской области, где таких школ 56 процентов и проблема с ними стоит очень остро.

Есть, правда, два-три региона, которые вместо введения новой системы просто проиндексировали учительскую зарплату. Или отнеслись к распределению стимулирующей части формально. В результате серьезного увеличения доходов у учителей-лидеров не последовало, а напряжение в связи с неграмотными действиями появилось, да еще какое! Пока этим регионам "в наказание" снизили федеральное финансирование на 20 процентов.

Аттестат за компетентность

В некоторых областях при аттестации педагога не стали учитывать коэффициент за стаж. Это было сделано с целью привлечения молодых кадров. Кстати, там в школы уже приходят делегации выпускников пединститутов и просят забронировать для них места. Все-таки 7-10 тысяч - это хорошая основа для профессионального старта.

Но прежде чем распределять стимулирующую часть учительской зарплаты, регионам предстояло создать систему оценки качества учительского труда. А для этого они должны изменить учебные планы. Система аттестации учеников потребовала не только оценки объема усвоенных знаний, но и формирования его компетенций (то есть способности действовать, а не только вспоминать заученное). Помимо объема знаний становится важным усвоение школьником надпредметных понятий, которые не даются только уроками (таких, как Родина, вера, любовь, семья). К сожалению, решать эту задачу часто пытаются введением нового предмета. Например, этики и психологии семейной жизни, хотя никакой готовности строить семью он не формирует. Особое значение приобретает внеклассная работа - такие социальные проекты, за которые отметку не поставишь, экзамен не проведешь, но они важны, потому что этот опыт у ребенка должен быть.

Если школа сможет в комплексе оценить сочетание знаний, надпредметной практики и социального опыта, то уже не только отличник будет считаться хорошо образованным человеком. Учителя как раз и должны заняться построением индивидуального образовательного маршрута для каждого ученика.

Пока это кажется фантастикой, но в некоторых регионах уже есть договоренность с вузами, которые учитывают при поступлении не только результаты ЕГЭ, но и новый "пакет" знаний и компетенций выпускника.

Комментарии

Наталия Старшова, заместитель председателя правительства Саратовской области:

- Работа по модернизации региональной системы образования проходит в жестком проектном режиме. Теперь мы живем не по дням, а по часам, главное - держать темп. Министерство образования уже работает над положением о стимулирующих надбавках: с 1 сентября оно заработает для школ городских поселений, а в следующем году в проект включатся все образовательные учреждения области.

Но в процессе разъяснительной работы приходится сталкиваться с тем, что наше учительство в большинстве своем не очень хочет получать разные зарплаты. Хочу еще раз подчеркнуть - новая система оплаты труда призвана регулировать качество образования, а не только социальную защищенность учителя. Лучший способ защиты учителя (и это не раз подчеркивалось на семинаре) - развитие его профессионализма. Можем ли мы другими методами повысить престиж школы? Нет, не можем, и в этом смысле мы должны быть честны перед обществом.

Татьяна Денисова, директор саратовского лицея №3:

- Мы думали, что создание материально-технической базы (чем, собственно, школы занимались последние годы) решит все проблемы. Но время расставило свои акценты: самая современная техническая база останется мертвым грузом, если у педагогов отсутствует творческая позиция. Поэтому одной из важнейших задач управления в лицее стала разработка системы стимулирования педагогов, повышения их квалификации. Однако нынешняя система оплаты труда не позволяет существенно увеличить зарплату тем учителям, деятельность которых приводит к высоким результатам. Проект - единственная возможность добиться реальных качественных изменений региональной системы образования.