Россияне стали чаще предпочитать брак по расчету

Социологи из Фонда "Общественное мнение" поинтересовались у россиян, что важнее в человеческих отношениях - чувства или рассудок? Что лучше - брак по любви или по расчету? Большинство наших соотечественников высказались в пользу союза, основанного на чувствах (49 процентов), но и приверженцев "разумного" брака нашлось немало - 27 процентов. Почему тех, кто согласен на брак по расчету, становится больше? Как влияет эпоха на человеческие отношения? Об особенностях любви XXI века "РГ" рассказал писатель Алексей Слаповский.

Российская газета: Алексей Иванович, что происходит? Почему люди стали ценить в отношениях не эмоции, не чувства, а разум?

Алексей Слаповский: А что, раньше было по-другому? Знаете, я не уверен, что ценящих брак по разуму было меньше. Просто эти люди сами не осознавали того, что они все-таки больше ценят рассудок, чем чувства, либо не говорили об этом. Я как-то не уверен, что количество подобных людей сильно меняется. Это ведь основано на темпераменте, на свойствах характера, то есть на том, что на самом деле остается неизменным на протяжении долгого времени. Хотя допускаю и такую вероятность, что люди сейчас больше ценят удобства, предсказуемость, и брак, основанный на расчете, он все это в какой-то мере гарантирует и помогает прогнозировать будущее, потому что чувства, как известно, с прогнозами не очень связаны. Честно говоря, мне и 49 процентов кажутся завышенными. Потому что на самом деле, когда человек отвечает на такой вопрос, он исходит из идеального представления о собственном "я" и каких-то приоритетах, сложившихся в обществе. А приоритеты у нас сложились такие: чувства лучше, чем разум, расчет - это нехорошо.

РГ: Подождите, а разве это неправильные приоритеты?

Слаповский: Конечно, это правильно, только правильно в идеале. Для многих людей это не совсем так, они хотят о себе так думать. Хотя, по сути, в чистом виде ничего не бывает, все бывает замешано и на расчете, и на интересе, и на чувствах, и бог знает на чем еще.

РГ: Стало быть, времена никак не влияют на чувства?

Слаповский: Почему же? Конечно, стремление человека к другому человеку всегда было. Но сам статус этого понятия во всякие времена был разным. К примеру, для литературы некоторых времен очень характерен был сюжет долга и чувства. (Долг, как правило, побеждал.) Потом был большой период в истории нашей страны, когда прежде всего ценилась любовь не половая, а к родине-партии-правительству. Люди любили всегда, испытывали какие-то чувства, но в зависимости от времени, от ментальности и прочих вещей эти чувства в одних местах и временах вообще не принято обнаруживать, а в других они ставятся во главу угла и демонстрируются. Но тут опять неразбериха - то ли это чувства, то ли это страсть, то ли сексуальная энергетика. Темный лес. Я бы сказал, что в разное время в разной обстановке любовь принимает разные формы. И в каждом времени есть не просто разное отношение к любви, а меняется еще вектор моды по отношению к ней. Например, в этом смысле очень характерна передача "Дом-2", которую можно смотреть раз в месяц по 10 минут как зеркало определенных настроений, существующих в нынешнем мире. У них, как я понял, есть кодовое выражение - "строить отношения". Оно такое же занятное, как выражение "заняться любовью". Такое ощущение, что они только и занимаются тем, что строят отношения - угрюмо, с бесконечными перетирками (смотреть на это, конечно, очень противно). Какая тут любовь, если они без конца строят?

РГ: Ответьте мне на простой вопрос - что такое любовь?

Слаповский: Понимаете, любовь - это очень расплывчатое слово. Я слышал, что в итальянском языке для этого слова существует чуть ли не двести синонимов, и каждое слово обозначает другую любовь. Мы же довольствуемся одним, прибавляя к нему другие слова - любовь к женщине, к родине, к матери, к власти. Если уж говорить о любви мужчины и женщины, знаете, мне кажется, оно не совсем верным.

РГ: То есть пришло время искать другое слово?

Слаповский: Ну, зачем? Просто каждый для себя ищет верное определение. Любовь - это уже настолько привычно, что иногда кажется неконкретным. Я бы назвал это притяжением. В конце концов любить-то можно и мужчине мужчину (не так, как многие сейчас подумали). По-человечески. Сидеть на лавочке, говорить о мировых проблемах. Не обязательно в койку-то прыгать. Так вот, любовь - это притяжение. А когда совпадает духовное притяжение и физическое, когда это соединяется, тогда и получается та самая идеальная любовь.

РГ: Многие сегодня утверждают, что основой современной любви стали интимные отношения...

Слаповский: Это, конечно, опять перекос. Отбрасывать интимные отношения нельзя и зацикливаться на них тоже нельзя. Иначе возникает весьма распространенная в нынешнем обществе (особенно среди людей обеспеченных, которые могут себе это позволить) такая модель поведения: здесь он муж и жену любит и уважает, в другом месте - любовник (с интимной стороны женщина ему очень нравится, только говорить с ней не о чем), в третьем месте еще какая-нибудь женщина для него - партнер, фартучек, в который поплакаться можно.

Современный мужчина мобилен и поэтому за один вечер может побывать и другом, и мужем, и любовником. Я не говорю, хорошо это или плохо, просто констатирую факты. В идеале все должно соединяться в одном лице, но как часто случаются эти идеалы?

РГ: Недавно один критик мне сказал, что сегодня пишется много достойных книг о любви, но все они о том, как ее не хватает современному человеку. Вы согласны?

Слаповский: А какому человеку ее хватало? Любовь такая штука, сколько бы ее ни было - все равно мало. Крайне редко литература описывает состояния полного единения и восторга. Почему сейчас? А что у Достоевского, всем хватает любви? Да там вовсю крики о том, что любви не хватает (либо та, кого любишь не отвечает взаимностью, либо у тебя этой взаимности нет). У Тургенева сплошь и рядом. Любви не хватает всегда. Любовь - двигатель человеческой жизни.

РГ: Как вы относитесь к выражению "любовь ушла"?

Слаповский: Это какой-то нонсенс. Мне кажется, если любовь прошла, то это была не любовь - увлечение, страсть, что-то другое. Любовь, которая потом переходит в семейные, дружественные отношения, остается любовью, она не гаснет, просто становится другой. Настоящая любовь живая и поэтому меняется. Только живое способно меняться, а если любовь скуксилась и завяла, значит, она была слегка мертвенькая. Только любовь способна жить, а страсть и увлечение - это продукт скоропортящийся.

РГ: Скажите мне напоследок, вы за брак по любви или по расчету?

Слаповский: Я за брак по расчетливой любви либо по любовному расчету (смеется). Если это возможно.