Юрий Богомолов: Женщины в погонах захватили эфир

Правоохранительные органы, если судить по нынешнему телерепертуару, все далее и все последовательнее феминизируются.

Что бы это значило? Торжество эмансипации? Или наоборот: триумф маскулизации?

По диагонали

Пробежимся по экрану последних дней по диагонали. На Первом спецслужбу по расследованию особо запутанных преступлений возглавляет полковник Галина Рогозина ("След"). На НТВ в рамках цикла "Закон и порядок" работают сразу две спецслужбы. И в обеих на главных ролях мы видим по симпатичному детективу женского пола.

Это все лицензионные проекты. Но и наши производители не отстают. На том же НТВ не первый сезон опером трудится рыжая девушка капитан Даша Шевчук ("Бешенная").

Наконец, "Тайны следствия" с Машей Швецовой. Этот сериал - не просто сериал. Это бренд. Он насчитывает шесть сезонов. А на этой неделе стартовал седьмой.

Конечно, такое интенсивное рекрутирование в правоохранительные органы прекрасной половины человечества имеет свои причины.

Первое объяснение напрашивается само собой. Просто производители криминального мыла сочли, что без женщин жить нельзя на свете вообще. И в частности - тоже.

Это как в матчах баскетбольных грандов, где короткие паузы заполняются аэробикой стаек девиц в купальниках. Они своей пластикой оттеняют силовую мощь и спортивный азарт двухметровых накачанных супермужчин.

Так, своей статью актрисы Анастасия Мельникова и Лера Кудрявцева скрашивают компанию ментов с "Улиц разбитых фонарей" в разных версиях.

Объяснение, впрочем, неисчерпывающее, поскольку среди детективов-дам замечены, помимо писаных красавиц, еще и большие умницы, владеющие дедуктивным методом (та же Маша Швецова), еще и крутые барышни, владеющие приемами силовых единоборств (та же Даша Шевчук).

Чтобы идти дальше, надо хотя бы коротко оглянуться.

До Каменской

В советскую пору такой активной экспансии женского пола в сферу сугубо мужской милицейской работы не наблюдалось. Фемин в основном спасали или шершеили, но чтобы ля фам вот так, на равных с копами кого-то сама шершеила...

Конечно, можно вспомнить любимый народом (кстати, до сих пор) сериал "Следствие ведут знатоки". И помним мы Зиночку Кибрит. Но там она была на "подсобке" - служила скромным экспертом-криминалистом. Ну и, разумеется, - украшением для мужской пары - сухого, строгого, очень правильного милиционера Знаменского и разбитного малого - майора Томина, который нынче на НТВ "ведет следствие", правда, уже в документальном сериале.

Каменская

Явившаяся на наши телеэкраны майор Анастасия Каменская поломала традицию мужской монополии на дедуктивный метод. Независимо от своего служебного положения Настя - главная в команде своих коллег. Она - мозг расследования. А мужчины-оперативники - всего лишь ее руки и ноги, ее слуги, включая ее непосредственных начальников и мужа-неоперативника.

Персонаж Елены Яковлевой - воплощенная интуиция, олицетворенный рассудок и сама женственность, само обаяние. В каждом сюжете выстраивалась конструкция, удовлетворявшая склонность героини к интеллектуальному нарциссизму.

С выходом в свет "Тайн следствия" выяснилось, что Настя не одна такая обаятельная, способная и привлекательная в наших компетентных органах. Что в одной из районных прокуратур города Санкт-Петербурга работает следователь Маша.

После Каменской

От того ли, что в советскую пору уровень преступности был относительно низким, милицейские чины от лейтенанта до генерала в нашем кино лишь отчасти, факультативно занимались своим прямым делом - поимкой преступников, распутыванием тугих узлов правонарушений; в основном же они спасали души людей, сбившихся с пути истинного.

То есть все отечественные Пинкертоны и Шерлоки Холмсы были не столько детективами, сколько моралистами, проповедниками, а также исповедниками. Как ни удивительно, эта родовая черта нашей детективной беллетристики обнаружила себя в "Законе и порядке" - сериале, скалькированном с заграничного оригинала. Именно здесь женщины-следователи часто берут на себя обязанности душеспасительниц или психоаналитиков. Или по старинке: моралистов и резонеров.

По той же схеме сделан и долгоиграющий сериал "След", с тем отличием, что здесь женщина-следователь поднялась на командную высоту; она - начальница.

Примечательно, как трансформировались условия работы "ментов". "Разбитые фонари" ушли в прошлое. Разбитые "уазики" - тоже. Комнаты для допросов и очных ставок безукоризненно чистые, оборудованы односторонне прозрачной стеной. Следователи здесь - исследователи; они в белых халатах анализируют на компьютерах с могучими процессорами волосяной покров, кровь, слюну и сперму подозреваемых в убийстве или изнасиловании.

Естественно, что в такой стерильной обстановке и с такими технологическими возможностями Пинкертоны и Холмсы как мужского, так и женского пола поневоле становятся обезличенными функциями расследования. И тогда логично, что личная жизнь каждого из героев остается за рамкой экрана. Это скучно. Это грустно. Дистиллированная вода - невкусная вода. Может, поэтому, сколько бы раз ни показывали "Тайны следствия" с допотопными компьютерами, с личными и семейными проблемами в жизни прокурорских и милицейских работников, зритель готов их снова и снова смаковать.

Я помню, как начиналась эта сага.

У молодого следователя Маши Швецовой то зуб заноет, то ребенок начнет кашлять, то забеременеет, то с мужем поцапается, а потом еще и разведется. И все это между посещением морга, приготовлением супа, совещанием с высоким начальством и проницательными догадками о заказчиках и исполнителях очередной "мокрухи". Потом Маша удачно вышла замуж за бизнесмена, выросло ее благосостояние, о чем свидетельствовал ее гардероб. Но вкус к работе она не утратила, душевных качеств не растеряла.

Есть и еще одна приманка. Уж больно симпатичный коллектив в следственной части районной прокуратуры города Санкт-Петербурга сколотился.

Коллектив с преобладанием в нем женщин, так или иначе причастных к расследованиям преступлений.

Кстати

Следить за тем, что происходит на рынке детективных зрелищ, довольно любопытно. Анализируя или просто озирая его, можно составить некоторое представление о настроениях в обществе, о его ожиданиях, о его склонностях. Мы видим, что рядом с чисто криминальным "экшеном" занял свое почетное место женский детектив с женщиной-детективом в главной роли. Значит, это кому-то надо.