Правительство Москвы в ближайшее время рассмотрит актуализированный генплан развития столицы до 2025 года.
Потом его направят для утверждения в гордуму. После этого документ примет статус закона. Ознакомившись с проектом, корреспондент "РГ" попытался представить себе, в каком же городе через семнадцать лет будут жить москвичи.
Вилка в 20 лет
Но сначала - о приоритетах плана. Действующий генеральный план, разработанный как первый постперестроечный, нацеленный на работу в условиях рынка, был утвержден в 1999 году. "В тот момент для столицы важнее всего было привлечь инвестора, - пояснил корреспонденту "РГ" заместитель директора НИиПИ генплана Москвы Олег Баевский. - Поэтому мы назвали его генпланом возможностей".
Прошло всего пять лет, и российская столица стала занимать верхние строчки в мировых рейтингах по привлекательности для инвестиций. Вкладывались деньги, естественно, туда, где их можно было быстрее всего отбить. Другими словами - в строительство жилья. В результате безумного бума реальные темпы жилищного строительства на десять лет опередили те, что были заложены в генплане. Зато темпы строительства дорог и развития транспорта, а также обеспечения жилых районов объектами соцкультбыта на десять лет отстали от предусмотренных. Ликвидацию этой вилки размером в двадцать лет и поставили городские власти во главу угла во время актуализации генплана развития Москвы.
В отличие от предыдущего они назвали его генпланом необходимостей. "Его главная задача - защитить общественные интересы города, обеспечить социальные гарантии москвичам", - подчеркнул Баевский.
Дорогу транспорту
Нет в России другого такого города, где, как в Москве, большинство жизненных координат человека настолько зависело бы от времени, потраченного на дорогу. Идет ли речь о выборе нового места работы - москвич сразу, как правило, прикидывает, насколько долго придется добираться до нового офиса. С этой же точки зрения - доступности района - он примеряется при покупке квартиры. А уж как рвутся в таком мегаполисе, как Москва, человеческие связи, и говорить не приходится. Прежде чем поехать выпить чашечку кофе с подругой, поневоле задумаешься, найдется ли два часа на дорогу в один конец и еще столько же - в другой.
Какой же выход из этой ситуации, по мнению составителей генплана? Прежде всего они видят его в ликвидации накопившегося дефицита дорог. Для этого магистральную улично-дорожную сеть планируется увеличить с нынешней до 2534 километров. Кроме того, одновременно построить 420 крупных транспортных сооружений - подземных тоннелей, мостовых переходов и так далее.
Но, для того чтобы продолжать строить дороги и дальше, пришлось бы под топор пускать зеленые территории. Этого город не может себе позволить. Единственным резервом остается сооружение многоярусных магистралей, где по одному этажу идет, скажем, автомобильная дорога, а над ней монорельс. Или внизу проложены железнодорожные рельсы, а над ними - автобан. Первый проект такого рода, кстати, уже одобрен на заседании Общественного градостроительного совета при мэре Москвы - это дублер Кутузовского проспекта, часть которого пройдет над Октябрьской железной дорогой.
Но сколько бы новых дорог ни строила Москва, проектировщики честно признают, что темпы роста автомобилизации переплюнуть не удастся. Как известно, за последнее десятилетие столичный автопарк вырос с 500 тысяч машин до 3,5 миллиона. Сейчас он пополняется на 300 тысяч авто каждый год. Но в отличие от жителей американских городов, изначально приспосабливаемых под автомобиль, подавляющая часть москвичей (75 процентов) продолжают пользоваться общественным транспортом. Как показывают расчеты, в будущем эта пропорция может измениться до соотношения 65:35, но все равно явное преимущество останется за метро, автобусом, троллейбусом и трамваем. В этом москвичи по своей ментальности ближе к обитателям европейских городов - Вены, Дюссельдорфа, Берлина, Парижа...
"А Рим посмотрите, - продолжил ряд Олег Баевский. - Улицы узкие, всюду огромные ограничения - вниз не копни, так как кругом археологические памятники, а все равно в центре великолепно организован общественный транспорт с помощью микроавтобусов".
Вот и новый генплан Москвы делает ставку на общественный транспорт. Но, учитывая московские расстояния (территория Москвы составляет 100 тысяч гектаров), развивать решено прежде всего внеуличный скоростной транспорт, линии которого предстоит продлить с нынешних 300 километров до 440 километров в 2025 году. Причем не только за счет метрополитена, но и прокладки монорельса, скоростного трамвая, внутригородских железнодорожных электричек, для движения которых будут созданы новые параллельные системы и добавятся хордовые направления, которые соединят между собой отдаленные районы города.
А для того чтобы удобнее стало пересаживаться с одного вида транспорта на другой, а главное - с автомобиля на общегородской транспорт, будет построена разветвленная система транспортно-пересадочных узлов с перехватывающими парковками. Под их крышей москвичи перейдут из автобуса в метро или с электрички на трамвай, не замочив ботинок.
Ищу работу
В последнее время достаточно часто можно услышать упреки в адрес проектировщиков Москвы в том, что столичные пробки возникают часто из-за того, что они не предусмотрели для горожан работу по соседству с домом. Таким образом, заранее обрекли их на "перепробеги". Олег Баевский этот упрек не принял:
- В чем преимущество крупнейшего города? Он предоставляет человеку выбор, которого нет ни в одном другом городе. Не хотите ездить? Живите в деревне, где, кстати, и воздух чище. В столицу едут за выбором и с точки зрения работы, и с точки зрения удовлетворения культурных запросов. Подвижность москвича - это производное от его потребности в выборе.
Он напомнил, что в Москве, кстати, уже была попытка создать слободские условия - строили жилье по соседству с заводской трубой. Для этого размещали промышленные зоны на периферии города. Но стремление людей к выбору, изначально заложенное в человеке, привело к тому, что живущие на севере стали ездить на работу в промзону на юге. Новый генплан исходит из того, что он определяет лучшие места для концентрации мест приложения труда. Это срединная часть Москвы, хорошо связанная и с центром города, и со спальными районами. Активно развивая ее, можно, уверены архитекторы, минимизировать поездки по городу.
Именно в этой части сейчас сконцентрировано большинство промзон. В соответствии с генпланом их территория сократится почти 20 тысячи до 15 тысячи гектаров, но плотность застройки и количество мест приложения труда увеличатся за счет формирования системы сети общественно-деловых центров. Генплан отводит для них две зоны, прилегающие к исторической части: северо-западную и юго-восточную. Они расположены как раз на новых хордовых направлениях, которые должен в это же время освоить общественный транспорт столицы. Частично захватывают Западный, Северо-Западный и Северный округа, с одной стороны, и Юго-Восточный и Южный округа, с другой стороны. Прироста рабочих мест не планируется лишь в центре Москвы, где плотность застройки и без того высока.
Что же касается размещения промышленности, то в генплане нет попыток насильственного вывода ее с обжитых мест. Акцент сделан скорее на замене технологий: устарела одна, на ее место пришла более современная. В целом это должно привести к тому, что массовые производства уйдут, уступив место науке и высоким технологиям, т.е. тем видам деятельности, которые, не требуя больших территорий, дают максимальную прибыль. Это логично для Москвы как центра науки и высшей школы.
Дом, в котором я живу
Пытаясь перенаправить финансовые потоки в другие сферы городской жизни, Москва вовсе не отказывается целиком от жилищного строительства. Она просто меняет его назначение, поставив цель к 2025 году ввести 47 миллионов квадратных метров квартир на социальные нужды. То есть для обеспечения очередников, молодых семей, специалистов, занятых в бюджетных отраслях. Это почти вдвое больше, чем выделяется этим категориям москвичей сейчас.
Такой рост объясняется стремлением приблизиться к европейским стандартам по обеспеченности жильем горожан. Если сейчас на москвича приходится 21,4 квадратных метра жилья, то в 2025 году этот показатель вырастет до 24 метров.
В то же время сооружение коммерческого жилья сократится. Оно в основном будет сосредоточено в 200 высотных комплексах, которые проектом "Новое кольцо Москвы" предусмотрено разместить на границе периферийной части города. Это изначально дорогое жилье, так как Москва предъявляет очень высокие требования и к его безопасности, и к наличию в нем необходимой инфраструктуры. Каждый такой дом, по сути, должен стать вертикальным микрорайоном, включая в себя детсад, поликлинику, физкультурно-оздоровительный комплекс и другие объекты.
Эта высотная застройка одновременно станет своего рода акцентом в нынешней унылой панораме периферии столицы. В целом же Москва будет строиться в 8-9 этажей. "Насаждая сплошь семнадцатиэтажные дома, мы создаем гипертрофированное пространство, где выращиваем морально ущербных людей, которые не могут обжить его как свое собственное. Да к тому же и чисто практически нельзя между двумя башнями всунуть третью, а поставить туда 3-4-этажный дом можно. Рано или поздно мы к этому придем", - уверен Олег Баевский.
Еще одно отличие актуализированного плана состоит в том, что он делает упор не на реконструкцию жилого фонда, как его предшественник, а на замену. Это объясняется слишком быстрым моральным и физическим старением жилого фонда в Москве. В итоге под снос решено пустить не только пятиэтажки, но и 9-12-этажные дома 1970-х годов постройки. Если за последние 12 лет город снес 6 миллионов квадратных метров "хрущоб", то к 2025 году в его планах значится снос 18 миллионов квадратных метров. Объем капитального ремонта жилья за это время должен вырасти с нынешних 500 тысяч квадратных метров до 2 миллионов квадратов в год. И только после этого столица может позволить себе перейти, образно говоря, к "художественной штопке" жилья - реконструкции домов и надстройке в виде мансард. Не достигнув опережающего темпа замены жилого фонда, город столкннется с невозможностью его поддерживать в безопасном виде.
Библиотека, школа, садик....
Новый генплан обещает превратить в реальность для москвичей и мечту о комплексной застройке жилых микрорайонов. Чтобы не приходилось, как сейчас, везти ребенка в садик или в бассейн на нескольких видах транспорта, а можно было взять его за руку и отвести через дорогу от дома. Поэтому в плане значатся грандиозные задачи: строительство объектов культуры увеличить в 5 раз, спорта - в 4, образования - в 3, объектов здравоохранения - в 2,5 раза.
Как никогда прежде, серьезное внимание уделено сохранности зеленых зон, на которые приходится более 25 процентов территории столицы. Дело в том, что раньше своеобразными легкими города служили пригородные леса, расположенные на границе с Подмосковьем. Но застройка, которую ведет Московская область со своей стороны МКАД, уже существенно сократила их, и помешать ей это делать и дальше столица не в состоянии. Поэтому ей остается надеяться лишь на себя. Территории природного комплекса в плане четко установлены, и посягнуть на них никто теперь не вправе. Новую задачу город видит не в увеличении зеленых территорий, а в улучшении их качества, причем с точки зрения содержания не просто, а приспособленности для отдыха людей. Это касается парков, набережных и водоемов.
Итак, какой же увидит гость российскую столицу спустя 17 лет? Мысленную прогулку по городу совершил замдиректора НИиПИ генплана Москвы Олег Баевский:
- Москва, конечно же, подрастет в высоту. И если пройтись по Тверской, характерным силуэтом исторического центра мы увидим совсем новый силуэт срединной зоны. В то же время, я надеюсь, именно в центре города станет меньше домов, которые явно выпадают из градостроительного контекста. Зато пешеходных и открытых общественных пространств, которые служат общей комнатой для жителей города, станет больше.
Над перекрестками мы увидим новые сооружения и надземные транспортно-пересадочные узлы. Под землю уйдут новые тоннели и туда же переместятся многие торговые центры, совершенно не нуждающиеся в естественном освещении. В городе станет больше зимних садов и оранжерей.
В 2009 году завершится реконструкция Большой Ленинградки, по которой будет организовано бессветофорное движение.
К 2013 году будет построено Четвертое транспортное кольцо и две рокады - севернее и южнее Третьего транспортного кольца.
В 2011-2015 годах будут также возведены новые участки Замоскворецкой, Митинско-Строгинской, Люблинской линий метрополитена. Солнцевская линия от "Юго-Западной" дойдет до "Новопеределкино", Калининская линия продлится от "Новогиреево" до "Новокосино", а Таганско-Краснопресненская линия придет в Жулебино. В общей сложности лишь за ближайшие четыре года планируется построить 70 километров метрополитена и 30 новых станций.
Кроме того, к 2025 году появится новое кольцо метрополитена и новая ветка Капотня - Нагатинская пойма, которая соединится с Кольцевой линией.
Постоянное население столицы к 2025 году сохранится в рамках нынешних 11-12 миллионов человек, а временное - 13-14 миллионов.
Такой прогноз, заложенный в генплане, специалисты объясняют тем, что все, кто хотел приехать в Москву, уже приехали, недаром поток мигрантов в последнее время снизился.
А демографического взрыва у самих москвичей пока не предвидится, хотя рождаемость и начала расти
Юрий Лужков, мэр Москвы:
- Москва теперь располагает бюджетом, который позволяет правительству города поставить во главу угла заботу о комфорте москвичей. Все необходимое - детский сад, школа, магазин, физкультурно-оздоровительный центр - должно быть расположено в пешеходной доступности от дома горожан. Это главный принцип развития города до 2025 года, которым столичные власти руководствуются уже сейчас.