"Болеть сегодня не по карману" - эту фразу нередко можно услышать в больничных коридорах. Введение в лечебных учреждениях платных услуг должно было помочь модернизации здравоохранения и дать право выбора больным. На деле же во многих медучреждениях пациентов просто вынуждают платить за элементарную помощь.
Размытая грань
В одной из поликлиник Кировского района на некоторые исследования по полису обязательного медицинского страхования - громадные очереди, порой длиною в месяц. Причем пометку "срочно" даже для тех, кто находится на больничном, врачи не делают. Так что, если недуг нагрянул внезапно и надо пройти более-менее полное обследование, придется хорошо раскошелиться. Но и заплатив в кассу за флюорографическое исследование, все равно надо стоять в очереди, так как прием ведется через одного: платный - бесплатный. А очередь из тех и других возле этого кабинета всегда немаленькая.
Анализ крови лежачему больному на дому тоже сделать проблематично. В лаборатории поликлиники № 6, обслуживающей район, на эту услугу минимум трехнедельная очередь. Непонятно, кому нужен анализ крови по прошествии 20 дней с момента заболевания? Конечно, человеческий фактор еще никто не отменил и можно воззвать к милосердию сотрудников лаборатории.
По мнению заслуженного врача РФ, работающего в одной из ростовских больниц, при существующей системе большинство коллег по цеху озабочены не качеством лечения, а тем, чтобы получить с больного оплату. Тем более что самим лечебным учреждениям настоятельно советуют увеличивать количество платных услуг. Когда в больнице, где работает мой знакомый проктолог, врачебный прием стал коммерческим (причем первоначально было предложено брать с пациентов по 500 рублей, потом цену все-таки снизили до 100), неимущих пациентов он стал принимать по собственной инициативе бесплатно.
По закону все, что не входит в перечень медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно (так называемую программу государственных гарантий), может быть отнесено субъектом или муниципалитетом к платным услугам.
Но проблема заключается в том, что законодательная база, регламентирующая эту сферу, устарела. Закон об обязательном медицинском страховании был принят в 1991 году, программа госгарантий - в 1996-м. Сами медики и то не могут четко разобраться, за что пациент обязан платить, за что - нет.
За здоровьем - в очередь
Сегодня порядок оказания платной медицинской помощи для государственных учреждений здравоохранения устанавливает областное министерство здравоохранения, для муниципальных - глава администрации или законодательный орган власти. Так, в Ростове-на-Дону коммерческая деятельность муниципальных лечебных учреждений регламентируется постановлением мэра города.
"Платные медуслуги в муниципальных лечебных учреждениях стоят копейки, а чтобы оформить на них все необходимые документы, уйдет масса времени. Кроме того, можно нарваться на жалобы больных, считающих, что медпомощь должны оказать им по полису", - заявил корреспонденту "РГ" руководителей одной из поликлиник.
Прежде чем на уровне муниципальной власти дается разрешение на введение в медучреждении платной услуги, департамент по тарифам проверяет на нее калькуляцию по определенной формуле.
Областные медучреждения, их всего 107, оказывают больше платных услуг, чем муниципальные. В минздраве есть специальная комиссия, рассматривающая заявки от поликлиник и больниц, возглавляемая министром. В заявке должно быть обоснование стоимости услуги. Например, цена на консультацию терапевта складывается из его тарифной заработной платы и коммунальных услуг, в стоимость же приема у врача-хирурга или травматолога закладывается еще зарплата медсестры и расходные материалы. Следовательно, тот же вышеупомянутый прием у врача-проктолога никак не может стоить сегодня 500 рублей. К заявке медучреждение должно приложить необходимую лицензию на этот вид деятельности.
Процент платных услуг в общем объеме медпомощи, оказываемой лечебным учреждением, не должен превышать восемь-десять процентов, за исключением единственного областного учреждения - консультативно-диагностического центра.
Как правило, всегда осуществляются на коммерческой основе предварительные медосмотры при поступлении на работу, профосмотры по вредным профессиям, выдача справок на получение водительских прав. Основная масса платных услуг в областных учреждениях - это сервисные палаты.
Согласно приказу областного минздрава, до 60 процентов средств, зарабатываемых учреждением от платных услуг и услуг по добровольному медицинскому страхованию, должно направляться на заработную плату. В коллективных договорах есть строка, что на деньги, вырученные от сервисных палат, необходимо прежде всего поднимать зарплату санитаркам.
Но сегодня введение платных услуг особо не влияет на зарплату в государственных поликлиниках и больницах. Как правило, прибавки незначительные. Также она по большому счету не зависит от количества принимаемых врачом пациентов. Главврач обязан выполнить обязательства по выплате гарантированной заработной платы персоналу согласно тарифным ставкам. Оставшийся приработок делится по коэффициенту трудового участия.
Одним из наиболее часто встречающихся нарушений закона в части оказания платных услуг в госучреждениях здравоохранения является то, что они оказываются в те же часы приема, что и бесплатные, то есть те, которые мы получаем по полису. По существующим правилам, медпомощь на коммерческой основе должна быть предоставлена в согласованное с человеком время. Платные и бесплатные больные ни в коем случае не должны ожидать приема в одной очереди.
В области не решена проблема нехватки квалифицированных медицинских кадров. Не секрет, что в каждом лечебном учреждении есть всего два-три высокопрофессиональных врача, к которым хотят попасть все больные. Увы, за предыдущие 15 лет, когда в стране на здравоохранение не обращали внимания, была потеряна врачебная элита. В связи с реализацией нацпроекта "Здоровье" в донских лечебных учреждениях уже достаточно диагностического оборудования, но мало кадров, способных на нем работать.
Татьяна Быковская, министр здравоохранения РО:
- В законе записано, что стационарная помощь предоставляется бесплатно, а высокотехнологичная - за счет средств федерального бюджета. Но как сегодня разграничить - относится к высокотехнологичным видам помощи, к примеру, УЗИ сердца, или нет? Есть случаи, когда человека ставят перед фактом: вам положено бесплатно, но вы будете ждать два месяца, а платно вам сделают завтра. В области - 14 тысяч врачей, и возле каждого не поставишь министра, журналиста, контролера. Чтобы ни врач, ни пациент не занимались выяснением отношений, необходимо разработать и принять новый закон о государственном медицинском страховании. Было бы правильно, если бы государство четко прописало, каким слоям населения и какие услуги бесплатно, а что предоставляется по системе смешанного страхования и так далее. Это то, к чему должна была привести модернизация системы здравоохранения, но, к сожалению, мы к этому еще не пришли.
Владимир Павленко, главврач детской областной больницы:
- Наше учреждение оказывает небольшой объем платных услуг, но существование коммерческого счета решает определенные проблемы. В прошлом году на него было перечислено три миллиона рублей спонсорских денег, если бы эти средства были направлены на госсчет, было бы сложнее ими распорядиться.
Вместе с помощью от спонсоров прибыль учреждения от платных услуг составила девять миллионов рублей. Эти средства направлены на покупку нескольких дорогостоящих приборов и переподготовку технического персонала - лифтеров, механиков, электриков, на ремонт в отделениях. Ведь больница не получала оборудование в рамках нацпроекта "Здоровье", так как не входит в число его участников. В фонд заработной платы было направлено около 30 процентов средств, полученных в результате коммерческой деятельности. У нас нет потока платных пациентов, и платные услуги составляют незначительную часть нашей деятельности.
Вартан Трепель, руководитель территориального управления Росздравнадзора:
- Наиболее часто встречающееся нарушение по оказанию платных медуслуг - отсутствие информации о порядке предоставления коммерческой помощи, ее стоимости, графике работы, квалификации специалистов. По закону, эта информация должна быть вывешена в лечебном учреждении в доступном для посетителей месте. Также нередко бывает просроченным прейскурант цен, он должен обновляться в течение года, даже если стоимость услуг не изменилась. При проверках обнаруживается отсутствие договоров с физлицами на оказание платной медпомощи или их несоответствие федеральному закону о защите прав потребителя, в документе не указаны объем услуг, срок реализации, нет реквизитов и печати. В случае некачественного оказания услуги такой договор могут не принять во внимание в суде.