Как правило, малое предприятие в сфере оптовой торговли или бытовых услуг сегодня открывает женатый мужчина 45 лет с высшим или средним техническим образованием в крупном городе России. Чаще всего - в Москве или Санкт-Петербурге, где зарегистрирована львиная доля таких компаний. А всего в стране 1 миллион малых предприятий и 3 миллиона индивидуальных предпринимателей.
Половину рабочего и свободного времени у бизнесмена "малых форм" забирает переписка с разрешительными и проверяющими инстанциями. Читает в основном газеты и журналы, но чаще всего на ходу. Такой "сводный" портрет владельца малого предприятия нарисовал в беседе с корреспондентом "РГ" вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Владислав Корочкин.
Женщины - хозяйки малых фирм тоже встречаются. Типичная сфера их деловых интересов - рекламный бизнес, дизайн, медицина. Подавляющее же большинство бизнес-леди трудятся в сфере совсем мелкой торговли, то есть "окучивают" вещевые и продовольственные рынки.
Если бизнесменам удается собрать первоначальный капитал (деньги на открытие бизнеса они либо копят сами, либо берут в долг у родни, друзей и знакомых) и открыть действующее предприятие, то в первую очередь они столкнутся с четырьмя проблемами. Это доступ к инфраструктуре, то есть поиск, оформление, ремонт, эксплуатация помещений, земельных участков. На втором месте - административные барьеры, означающие получение всевозможных разрешений, начиная с тех же помещений и заканчивая вывозом отходов на свалки.
В процессе поддержания жизнедеятельности своего дела бизнесмены сталкиваются с десятками чиновников из 30-40 ведомств. И к каждому нужен свой индивидуальный подход. На взятки, то есть на преодоление так называемой "административной конкуренции", они оставляют до 10 процентов от оборота. Контролирующие органы проверяют их в среднем до 10 раз в год. Хотя к кому-то не заходят ни разу, а к кому-то по 20 раз. Тут все зависит от умения выстроить с ними "близкие отношения". Третья печаль - налоговые ставки, связанные не столько с неадекватной нагрузкой на бизнес, сколько со сложностью бухучета, в том числе и по упрощенной системе расчетов. Четвертая проблема - кадровая, отсутствие на рынке достаточного количества квалифицированной рабочей силы.
Между тем, если малое предприятие все-таки встает на ноги, то оно способно прокормить от одного до 200 человек, отчисляя при этом налоги в бюджет и социальные фонды. Заработки на этих предприятиях, разумеется, разные. Если оценивать совокупность активов таких предприятий, то малых предприятий- "миллионеров" наберется по России десятки тысяч. Один небольшой семейный ресторанчик в Москве стоит как минимум несколько миллионов долларов.
Что касается расходов на личные нужды, то тратить деньги на себя малые предприниматели не любят. В основном вкладывают прибыль в развитие дела и в образование детей, которые учатся в России. Если по каким-либо причинам у них возникают свободные деньги, то держат их только в банке. Быт малых бизнесменов "не заедает". Есть квартира, дача, иномарка. Отпуск проводят за границей. Хобби - для мужчин спорт, для бизнес-леди - цветоводство. То есть все признаки принадлежности к среднему классу налицо. По мнению собеседника "РГ", малый бизнес остается одной из немногих сфер деятельности, где человек способен проявить и раскрыть свои возможности максимально как на благо своей семьи, так и экономики страны.
Среди неотложных мер, которые помогут малому бизнесу развиваться, как минимум пять первоочередных шагов. Первый - замена разрешительных процедур по открытию предприятий на уведомительные. Второй - усечение системы сертификации и введение презумпции соответствия товаров или услуг декларациям производителей. Это высвободит как минимум 200 тысяч работников, занятых в системе сертификации, уверен Владислав Корочкин, и сэкономит миллиарды рублей для бизнеса, которые он вложит в развитие производства. Третий шаг - тарифное регулирование по оплате за услуги естественных монополий. Сейчас за 1 киловатт электроэнергии малые предприятия платят до 100 тысяч рублей. Четвертый шаг - сокращение налогового пресса. При введении упрощенной налоговой отчетности высвободится до 15 миллионов бухгалтеров, которые переквалифицируются и легко найдут себе работу на тех же малых предприятиях. И наконец, пятый шаг. По мнению среднестатистического среднего предпринимателя, надо обязательно ввести регулярный мониторинг реальной деятельности предприятий, чтобы эффективнее бороться с лжефирмами и фирмами-однодневками.