В 2008 году в Федеральной таможенной службе (ФТС) пообещали привести процедуры пропуска грузов через границу в соответствие с темпами интеграции России в мировую экономику. В первую очередь это должно было улучшить работу российских морских портов и пограничных переходов. Однако пока ситуация мало изменилась.
На международной конференции "Таможенная реформа: инструмент интеграции России в мировую экономику" в ноябре 2007 года руководитель ФТС Андрей Бельянинов рассказал о планах введения единой процедуры таможенного транзита в соответствии с международными стандартами. В ФТС также согласовывают с федеральными органами власти законопроект о присоединении РФ к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Кроме того, в 2007 году было объявлено о начале процесса сближения основных таможенных документов РФ и ЕС.
В январе 2008 ФТС отрапортовала о завершении первого этапа реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной правительством Российской Федерации 14 декабря 2005 года, распоряжением N2225-р, с января 2008 года начался второй этап реализации Конвенции, результатом которого должно стать завершение строительства и обустройства объектов таможенной инфраструктуры.
Все на словах получается по плану, все получается хорошо.
А как на практике продвигается этот процесс? К сожалению, исследования рынка показывают, что пока дело продвигается медленно.
- В 2006 году в законодательство РФ была внесена поправка о том, что в пределах режимной зоны пункта пропуска остаются только два контролирующих органа - пограничная и таможенная служба, что соответствует международной практике. Однако до сих пор порядок преобразования органов ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и иного контроля не определен. И это весьма показательно.
В ФТС уже давно говорят об организации автоматизированного обмена предварительной таможенной информацией. И лишь недавно был назван срок реализации пилотного проекта, по которому Европейская комиссия и 12 стран-членов ЕС должны начать в режиме онлайн через единый интерфейс обмен информацией о товарах, перемещаемых через общую границу. Это 1 января 2009 года. Однако у предпринимателей нет уверенности, что ФТС уложится в этот срок. Складывается впечатление, что проект вязнет в многочисленных согласованиях. Более того, ФТС всячески отказывается от привлечения для решения и реализации этих вопросов бизнес-сообщество, а все предложения бизнес - сообщества остаются просто без внимания ФТС.
Еще в мае 2007 года на пресс-конференции в Европе президент РФ Владимир Путин особо подчеркивал необходимость внедрения современного досмотрового оборудования и развития информационных технологий для ускорения пропуска грузов на границе. Только почему-то на практике современные технологии сюда очень медленно доходят, а до российских морских портов и вовсе в последнюю очередь.
Да, в ФТС отчитались об обновлении программных продуктов таможенных органов для расширения практики электронного декларирования грузов. О том, что закончен первый этап внедрения элементов системы предварительного информирования через автомобильные пункты пропуска "Светогорск" и "Брусничное". И о том, что в конце 2007 года на таможенном посту "Каширский" внедрено декларирование товаров с использованием сети Интернет. Однако на практике сегодня 195 таможенных постов имеют, по признанию ФТС, достаточную техническую для применения электронной формы декларирования, но до них подобные проекты не дошли. Потому что выход за рамки экспериментов требует иной конфигурации таможенной компьютерной сети, иных форм взаимодействия с участниками внешнеторговой деятельности.
Новые инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) внедрялись опять-таки на пунктах пропуска Выборгской, Псковской, Себежской, Балтийской, Архангельской, Багратионовской, Калининградской и Неманской таможен. Оборудование ставили, как сказали в ФТС, на самые напряженные участки работы таможенников. И каков же результат? На автомобильных пунктах пропуска ИДК помогают увеличить их пропускную способность всего на 5-10 процентов, хотя за рубежом аналогичные системы дают значительно большую экономию времени. Это заставляет сделать вывод о том, что больше всего тормозит процесс не техника, а таможенные технологии. А самое парадоксальное, что при этом эффективность применения ИДК крайне низкая, процент выявленных нарушений настолько низкий, что в ФТС его предпочитают даже не называть.
Теперь о приведении российского законодательства в соответствие с международным законодательством. Хорошо, что в ФТС вспомнили про Киотскую конвенцию в редакции 1999 года (напомним, что ее первый вариант вступил в силу еще в 1974-м). Но есть еще и Йоханнесбургская конвенция, принятая в 2005 году с учетом новых рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли.
Таким образом, следует ожидать, что в РФ появятся четыре вида рамочных стандартов. Первый - о предварительном обмене данными в электронном виде. Второй - об использовании современных компьютерных технологий. Третий - об обеспечении таможенными администрациями безопасности грузоперевозок. И четвертый - о тесном сотрудничестве таможни с бизнесом. В ФТС делают вид, что не понимают сути последних двух стандартов.
Что странно. Ведь это привязка международных пунктов пропуска к таможенным терминалам внутри страны с созданием транспортного коридора между ними, который можно было бы контролировать с помощью спутниковой навигационной системы ГЛОНАС. Это как раз - предложения на тему таможенного стандарта безопасности грузоперевозок. На сегодняшний день система ГЛОНАС вполне устойчиво работает на всей территории РФ, в ФТС поступило достаточное количество предложений со стороны как бизнеса, так и государственных чиновников об использовании системы ГЛОНАС для контроля грузопотоков и безопасности грузоперевозок, но, к сожалению, все они остаются без внимания со стороны ФТС. Никак не желают чиновники федеральной таможенной службы снижать уровень человеческого фактора в процедуре таможенного оформления.
Если же говорить о тесном сотрудничестве с бизнесом, то оно по международным стандартам измеряется не только переговорами с предпринимателями по поводу "зеленых" коридоров для тех, кому их сочтет целесообразным открыть таможня. Речь идет о создании института уполномоченных экономических операторов. А чтобы получить такой статус, надо не только самим добросовестно вести бизнес (соблюдать рамочные стандарты безопасности), но и вкладывать средства в развитие инфраструктуры внешнеторговой деятельности - внедрять соответствующие информационные технологии, вкладывать инвестиции в терминально-складские комплексы... Соответственно в партнерстве с таможней, чтобы ускорить процедуры прохождения грузов через границу. Именно это главный критерий, по которым таким операторам дают льготы.
В своем докладе руководитель ФТС России А.Ю. Бельянинов на международной конференции "Таможенная реформа: инструмент интеграции России в мировую экономику" привел пример сотрудничества таможни и бизнеса: "Также очевидно, что в условиях продолжающегося роста товарооборота эффективность применения таможенных технологий будет зависеть от того, как таможенные органы смогут определить области риска. Поэтому становится актуальным вопрос дифференциации участников ВЭД по степени законопослушности. То есть должны быть участники ВЭД, которым мы можем доверять и применять к ним упрощенные процедуры таможенного оформления. В качестве одного из таких мы видим ФГУП "РОСТЭК" Вот только ФГУП "РОСТЭК" является учрежденной федеральной таможенной службой организацией, и получается как в басне Крылова :"За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?..".
Пока, к сожалению, "готовности и желания" в ФТС к такому уровню партнерства с бизнесом, о которых говорится в Киотской и Йоханнесбургской конвенциях, явно не проявляют. Соответственно и конечный эффект от реформ предприниматели пока не ощущают. Таможня по-прежнему развивается сама по себе. Грузы простаивают на границе. А эффективность использования инфраструктуры российских портов остается в целом значительно ниже, чем в Европе.