Подготовка Владивостока к саммиту АТЭС тормозится из-за бюрократических проволочек

Очередное заседание оперативного штаба по подготовке Владивостока к саммиту АТЭС назначено на 6 апреля.

К этому времени его участники должны исполнить решения и задания предыдущих штабов, последний из которых замминистра Камиль Исхаков провел 5 марта.

В итоговом протоколе много важных пунктов. Представителей Владивостока попросили ускорить принятие генплана города. Военных - решить вопрос с передачей земель под строительство объектов. Оказывается, не готов план подготовки аэропорта к мероприятиям саммита АТЭС-2012 с разбивкой по объектам, не утверждена проектно-сметная документация, а без нее нельзя подготовить план (на решение этих задач отпущено два месяца). В общем, нерешенных вопросов больше, чем решенных. Удивляет неспешность, с которой взаимодействуют многие министерства, ведомства и территориальные органы власти.

Часть вопросов пыталась решить во Владивостоке рабочая группа представителей Дальневосточной дирекции Росстроя и минобороны. Корреспонденту "РГ" удалось, побеседовав с одним из ее членов, узнать некоторые подробности. Совместно с приморскими проектировщиками составлена программа действий, оценены масштабы работ, в том числе и по охранным зонам памятников архитектуры. Выяснилось, что в зоне стройки находится не только Владивостокская крепость, но и несколько мест стоянки древнего человека.

В подготовке проекта действительно много черновой работы. Сделан первый градостроительный срез (зонирование территории), а теперь нужно определять красные линии застройки: кварталы, улицы, дороги, инженерные сооружения и коммуникации. Всплыла и такая проблема, как отсутствие детальной геологической информации, а без этого нельзя начинать стройку. Военные вели на Русском точечную застройку и соответственно проводили геологические изыскания. Предстоит восполнить этот пробел.

Усложняет работу и новый Градостроительный кодекс. По словам собеседника "РГ", он "заточен" на обычную квартальную застройку, а проекты с нестандартными объектами, вроде олимпийских и делового центра саммита АТЭС, в его правовое поле не вписываются. "Уже на начальной стадии приходится делать кучу нехарактерной работы, чтобы выйти на проектирование, - отметил собеседник "РГ". - Несовершенство правовой базы по регулированию проектной и строительной деятельности в градостроительстве серьезно тормозит работу по подготовке саммита АТЭС".

Удивляет неспешность, с которой взаимодействуют многие министерства, ведомства и территориальные органы власти

Еще одна проблема - отсутствие утвержденного генплана Владивостока, без которого невозможно открыть финансирование следующего этапа работ - планировки территории острова Русского в соответствии со схемой размещения объектов делового центра саммита АТЭС-2012, утвержденной президентом Путиным. Она включает в себя проекты планировки, межевания территории и градостроительный план земельных участков деловой зоны саммита, коммунальной зоны, грузовых причалов и строительной базы. Итоги объявленного 27 февраля Росстроем конкурса должны быть подведены 31 марта, но не будет генплана - задержится и финансирование работ.

Вице-мэр Владивостока Евгений Мельников на мартовском штабе доложил о готовности принять генплан до 31 марта. Но у краевой администрации возникли претензии к документу, и урегулировать их к заседанию гордумы, которая собиралась 27 марта, не удалось. Теперь работу продолжит согласительная комиссия.

А в каком виде будет принят генплан Владивостока, очень важно и еще с одной непростой позиции. Все знают про нефтебазу в районе Моргородка, построенную в черте города. Решения о ее сносе неоднократно принимались еще во времена СССР, причем на самом высоком уровне. Но она и ныне там. В той версии генплана, с которой корреспонденту "РГ" довелось познакомиться, на месте нефтебазы значатся... парк и стадион. А в свете подготовки к саммиту АТЭС вынос ее за пределы Владивостока может иметь принципиальное значение. Даже если все мероприятия будут на Русском, случись, тьфу-тьфу, неприятная неожиданность -  она, может, и не повредит высоким гостям, но дыма будет много, в том числе информационного.

Но учтены ли необходимые для этого средства в бюджете подготовки к АТЭСу, неизвестно. Скорее всего, еще нет, а это тоже удорожит стройку.

Теперь что касается передачи земель военными. Под дорогами, мостами, причальными стенками, пляжами, театром оперы и балета, конференц-центром и так далее земля будет в федеральной собственности (с передачей в аренду соответствующим пользователям), а вот под гостиницы и другие объекты, которые предлагают построить частным инвесторам, ее будут передавать через аукционы. Без решения вопроса о собственности инвестор на Русский не пойдет. По неофициальной информации, решено организовать спецагентство минобороны, которое и займется аукционной продажей земель на острове Русском.

Все это показывает, насколько сложны в реализации такие глобальные проекты. С множеством организационных и правовых "белых пятен" приходится сталкиваться постоянно.

По мнению полпреда президента в ДВФО Олега Сафронова, нужно создать госкорпорацию и использовать законодательный опыт Сочи-2014. В будущей столице зимней Олимпиады принят федеральный закон, где регламентируется процедура изъятия земель под олимпийские объекты.

Отработанный в Сочи опыт можно применять во Владивостоке (это сэкономит время!). В минрегионе на согласовании находится рабочий проект типового соглашения госкорпорации "Олимпстрой" с инвесторами. А что касается регистрации очередной госкорпорации, то Дальневосточная дирекция Росстроя уже который месяц находится в процессе обретения юридического лица.

Наблюдаются сложности не только при взаимодействии между министерствами и ведомствами. Есть расхождения в видении совместной работы над проектом у администрации Приморского края и некоторых федеральных структур. Если добавить к этому отсутствие во Владивостоке мэра (его выборы назначены на 18 мая) и связанные с этим нюансы "взаимодействия" краевых и городских властей, становится очевидным, что подготовка к саммиту АТЭС в 2012 году проходит в весьма осложненных обстоятельствах.

В общем, наряду с объективными сложностями есть и немало субъективных, признал собеседник "РГ". Процедуру согласований между министерствами и ведомствами нужно ускорять. Если выдать до конца 2008 года всю необходимую проектно-сметную и финансово-правовую документацию, то в этом случае за три года (2009-2011) реально все построить. Ведь сейчас в мире используют сборные конструкции, подчеркнул собеседник из Росстроя.