Сотрудники ГИБДД на Урале наказаны за нехватку водительских удостоверений

Областная прокуратура выяснила причины невыдачи жителям региона водительских удостоверений и регистрационных номерных знаков. Виновным грозит дисциплинарное наказание.

Как сообщили в надзорном ведомстве, поводом для проведения проверки стали многочисленные сообщения СМИ о том, что в регистрационно-экзаменационных подразделениях (РЭО) ГИБДД закончились бланки водительских удостоверений и государственные регистрационные знаки для автомобилей, о чем в "РГ" тоже было несколько публикаций, где мы рассказали предысторию дефицита водительских документов. Напомним, что проблемы с выдачей прав так называемого международного образца возникли прошлым летом. До конца года пластиковые "корочки" в Свердловской области вообще не выдавали, вместо них предлагали обычные ламинированные. В декабре ГУВД попыталось исправить положение, выделив 2 миллиона 200 тысяч рублей, но денег хватило меньше, чем на месяц.

А к весне нынешнего года закончились и ламинированные "корочки", чуть раньше такая же судьба постигла номерные знаки. Новичков, только что закончивших автошколу, в отделах ГИБДД разворачивают на пороге и советуют обращаться за документами через месяц. А водителям, пришедшим обменять права по истечении срока их действия, стали выписывать временные удостоверения, действующие в течение двух месяцев. Как полагают общественники, при этом сотрудники ГИБДД нарушают закон. Во-первых, за временные права требуют уплатить пошлину. Во-вторых, временное удостоверение выдается только взамен изъятого, а ведь у водителей прав не отбирали! В-третьих, в бланки временных удостоверений автомобилистам вписывают мнимые нарушения правил, чего на самом деле не было. Зато оказались нарушены конституционные права тысяч уральцев, которые частично или полностью лишались возможности пользоваться автомобилем.

Как установили проверяющие, причиной столь неординарных событий в регионе стали несогласованные действия ГУВД по Свердловской области и Управления ГИБДД, из-за чего не были вовремя проведены конкурсы на изготовление бланков водительских удостоверений и номерных знаков. То есть милицейские "тыловики" не проинформировали УГИБДД о том, сколько денег заложено в смету расходов на водительские права и автомобильные номерные знаки в нынешнем финансовом году. По этой причине сроки подготовки документации для проведения конкурсов среди изготовителей и поставщиков спецпродукции существенно затянулись, поэтому возник дефицит удостоверений и номерных знаков, сообщили в прокуратуре.

В адрес начальника ГУВД по Свердловской области внесено представление, в котором поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности всех должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

В теме дефицита водительских "корочек" и автомобильных номеров, казалось бы, можно ставить точку. Однако у правозащитников есть ощущение недосказанности.

 - Непонятно, что изменилось бы, если б служба тыла вовремя оповестила ГИБДД о смете расходов? - недоумевают общественники.- Дефицита спецпродукции это не устранило бы. В выводах прокуратуры отсутствует логика, ведь это ГИБДД обязана информировать главк о том, сколько требуется бланков и номеров, какие понадобятся средства. И еще: дисциплинарная ответственность - не слишком ли щадящая мера для тех, кто нанес тысячам граждан моральный и материальный ущерб, лишив их конституционного права на свободу передвижения?!

Между тем осталась за скобками история обнаруженных в РЭО прокурорами десяти тысяч номеров "блатных" серий ООО и ВВВ и "крутых" цифровых сочетаний вроде 006, 009, 666 и тому подобное. Прокуратура заставила инспекторов выдать их "простым" автовладельцам. Кроме того, с дефицитом номерных знаков в ГИБДД сейчас борются посредством номеров, оставшихся после перерегистрации автомобилей и приготовленных к утилизации.

Как показали события, вполне логичным выглядит предложение общественных организаций автомобилистов сберечь бюджетные деньги, закрепив за каждой машиной регистрационный знак, доставшийся ей при первой постановке на учет. Есть и другие варианты. Как рассказали корреспонденту "РГ" в одном из екатеринбургских автосалонов, где имеется платная услуга по регистрации машин, проблем с номерными знаками у них не было, хотя официально автомобильные номера в подразделениях ГИБДД не выдавали. За постановку нового авто на учет с выдачей номеров клиент платит шесть тысяч рублей. Такая услуга существует почти во всех салонах, торгующих автомобилями. Это означает, что полноводная денежная река течет не в казну, а в карман коммерсантов и инспекторов.

Кстати

Начальник областного управления ГИБДД  Юрий Демин обещал стабилизировать ситуацию с выдачей пластиковых водительских удостоверений и государственных  регистрационных знаков в течение недели. Он заявил, что изготовитель номерных знаков определен в ходе тендера, а поставщики наготове. По нашим сведениям, ожидания пока не сбылись. В начале апреля представители ГИБДД обещали возобновить выдачу пластиковых водительских удостоверений. А вот с поставкой ламинированных удостоверений вопрос не решен. Как отмечают в Управлении Госавтоинспекции, договор с изготовителем не удается заключить: стороны не могут договориться об условиях сотрудничества.