Глава ГИБДД Подмосковья: Прежде чем дуть, водитель вправе потребовать сертификат на алкотестер
С 11 августа 2007 года и 1 января этого года поэтапно вступили в силу изменения в административном кодексе. Следующая часть поправок в КоАП вступит в силу с 1 июля 2008 года. Тогда закрепится в нашем законодательстве норма 0,3 промилле.
Инспекторы, вооружившись алкотестерами, смогут прямо на дороге, без привлечения врачей-наркологов, выявлять нетрезвых водителей. Как показывает практика, любые изменения в правилах и штрафах приводят к росту, особенно на первых порах, конфликтных ситуаций на дорогах. То малоинформированные, но задиристые водители начинают "права качать", то отдельные гаишники, пользуясь правовой неграмотностью некоторых водителей, начинают за простейшие нарушения стращать их жуткими карами.
Введение новшеств в административном праве читателям "РГ" разъясняет начальник УГИБДД Московской области генерал милиции Сергей Сергеев.
Российская газета: Сергей Алексеевич, итак, с 1 июля для любителей выпить наступает рай? Или алкоголикам все же радоваться рано и пить за рулем будет так же чревато, как и прежде?
Сергей Сергеев: Рано, хотя действительно с лета водителям на дорогах России можно будет иметь в крови небольшое количество алкоголя. Эта норма - 0,3 промилле, что в среднем составляет примерно бокал вина, хотя, конечно, организм у всех разный. Поэтому я бы посоветовал водителям придерживаться старых правил: трезвость - норма жизни. Тем более что средств определения степени опьянения у инспекторов будет достаточно. Современные алкотестеры отечественного производства уже сертифицированы и закуплены для каждого экипажа ДПС.
РГ: Как избежать злоупотреблений и недоразумений при тесте на алкоголь? При каких обстоятельствах инспектор может потребовать дунуть в трубку и при каких обстоятельствах водитель может с действиями инспектора не согласиться?
Сергеев: Пьяного всегда видно, его поведение отличается от поведения трезвого человека. Тем более что опыт инспекторов, визуальная оценка, наблюдение психо-физических факторов, наличие запаха помогут выявить опасного ездока.
Но водителям надо знать, что они вправе будут не согласиться проходить тест, если у инспектора нет стерильного одноразового мундштука на алкотестер и если инспектор предлагает пройти тест на несертифицированном алкотестере. Водитель, прежде чем дуть, будет вправе потребовать сертификат на прибор. Сертифицированные приборы в обязательном порядке снабжены функцией распечатки результатов теста, а не просто дисплеем с цифрами.
РГ: Каковы правильные действия инспектора, если водитель находится в состоянии наркотического опьянения?
Сергеев: Те же самые. Врачи в больнице в состоянии определить, под действием какого вещества находится водитель. Никаких сложностей с этим нет. У врачей передвижных лабораторий также есть технические средства, чтобы выявить наркомана. А порядок составления протоколов тот же, что и в случае с пьяным водителем. Если в медучреждении не могут определить состояние опьянения, то врачи берут пробы биологических сред и направляют на экспертизу. Инспектор выносит определение о возбуждении административного расследования.
РГ: Что делать водителю, если он сомневается, что инспектор остановил его, скажем так, для корректной проверки по службе, а не выехал на трассу поработать себе на карман. Он может не остановиться и проехать до стационарного поста, чтобы остановиться там?
Сергеев: Нет, если инспектор останавливает водителя даже в темное время суток и не на посту ДПС, а на трассе, то он в любом случае обязан остановиться. Так определено федеральным законодательством - "Законом о милиции" и Правилами дорожного движения.
РГ: Даже если опасается, что на дороге может стать жертвой бандитов, переодетых в милицейскую форму?
Сергеев: Да. Хотя я и могу понять страх водителей. Поэтому они должны знать, что настоящие инспекторы несут службу только на служебных автомашинах, оборудованных проблесковыми маячками. Подлинный милиционер на дороге не только одет в специальную светоотражающую форму, но и обязательно имеет нагрудный знак, который носит поверх формы. Кроме того, инспектор сразу после остановки должен полностью представиться, то есть не только назвать свою должность и подразделение, но и фамилию, имя и отчество.
Правда, на моей памяти был такой случай, когда инспекторы на деревенской дороге, в довольно глухом месте остановили дорогой внедорожник, которым управляла женщина. Она остановилась, но заблокировала двери в машине и сказала, что покажет документы только на стационарном посту. Сотрудники ГИБДД, понимая ее опасения, доехали с ней до поста и уже там завершили проверку.
Но для успокоения подмосковных водителей скажу, что уже давно в области не было зафиксировано случаев разбойных нападений на водителей, которые бы совершали бандиты в форме сотрудников милиции.
РГ: Может ли экипаж ДПС состоять из одного инспектора и может ли водитель потребовать у инспектора предъявить документ, подтверждающий, что тот должен осуществлять проверку именно в этом месте?
Сергеев: В светлое время суток инспектор может выезжать на патрулирование и один. Также мы применяем формы скрытого патрулирования, но рекомендуем проводить проверку только в освещенных местах. А вообще милиционер может проверить водителя в любом месте.
Если инспектор пресек нарушение на территории не своего подразделения, то он должен связаться с тем подразделением, которое обслуживает данную территорию. Хотя мы нередко посылаем экипажи из одного района для оказания помощи в другой район.
РГ: Может ли инспектор провести обыск машины нарушителя и если да, то обязательно ли при этом наличие понятых?
Сергеев: Если у инспектора есть подозрения, что в машине могут находиться запрещенные для перевозки предметы, то он может визуально осмотреть машину и заглянуть через стекла в салон. Это называется осмотр, и для этого понятые не нужны. Если то, что он увидел в салоне, показалось ему подозрительным или есть опасения, что в багажнике или бардачке могут лежать наркотики или оружие, то он может провести досмотр автотранспорта. Правда, в этом случае наличие понятых необходимо в соответствии с КоАП РФ.
Телефон для связи
с общественностью
8 (499) 763-11-82
работает круглосуточно.
Генерал Сергеев ответил и на самый каверзный вопрос, который очень волнует читателей "РГ", - о провокациях. В качестве примеров читатели приводят ситуации, когда на участке трассы, где долго нет мест для обгона, сотрудники ГИБДД, используя частный автомобиль, намеренно едут по этому участку трассы с предельно малой скоростью, вынуждая других водителей совершать обгон.
Сергеев ответил, что автоинспекторам запрещено "подстрекать" водителей. Но провокационные действия со стороны инспекторов водители могут спутать с действиями по скрытому патрулированию.
Когда инспекторы на машине без атрибутики ДПС следуют по маршруту и лишь наблюдают нарушения, а через несколько километров останавливают нарушителей для составления протокола, эти действия законны в рамках скрытого патрулирования.
Если инспекторы сами провоцируют нарушение водителем Правил дорожного движения, то их действия можно оспорить в суде или же прямо на месте позвонить по телефону "горячей линии" МВД или ГИБДД.