На юге страны идет эксперимент по обучению детей-инвалидов вместе со здоровыми сверстниками

На юге страны набирает обороты новая школьная реформа, возможно, самая радикальная за последнее время. Имя ей - инклюзивное образование: это когда дети-инвалиды учатся вместе со здоровыми сверстниками.

В селе Покровском Неклиновского района в местной школе №2 наравне со всеми занимаются 10 детей с ограниченными возможностями.

- Это ребята с пониженным зрением, хроническими заболеваниями (астма), задержкой роста, - говорит замдиректора школы Елена Поршнева. - Мы стараемся делать все, чтобы ребята, у которых имеются проблемы со здоровьем, не чувствовали себя неполноценными.

В России законодательство предоставляет родителям ребенка-инвалида право выбора - учить его в массовой школе, специальной школе (интернате) или на дому. Но на массовой школе взрослые редко останавливают свой выбор.

- Семьи сильно переживают, как к их чадам отнесутся в классе, и боятся отдавать их в обычную школу, которая к тому же никак не приспособлена для инвалидов, - говорит Галина Соколюк, председатель Ростовской городской общественной организации инвалидов "Феникс". - Как показывает практика, на селе зачатки инклюзивного обучения можно встретить чаще, чем в городе. В небольшом населенном пункте детям с особыми потребностями некуда деваться - там нет интернатов, и они идут в единственную местную школу.

Несколько лет назад волонтеры "Феникса" провели в Ростове социологический опрос и выяснили, что к совместной учебе не готовы и родители здоровых детей.

Многие не хотят, чтобы в один класс с их наследниками ходил опорник-колясочник.

- Когда мы только начали обсуждать возможность открытия в нашем учебном заведении класса для детей с церебральным параличом, многие родители приходили ко мне и высказывались против этого, обещали перевести своего ребенка в другую школу, - рассказывает Ирина Пашук, директор Махачкалинской гимназии №4. - Но потом, когда в марте мы провели линейку для нового класса и все учащиеся и их родители увидели этих детишек, то многие не смогли сдержать слез. Брезгливость, отвращение, с которыми ко мне приходили иные папы и мамы, сменились жалостью и состраданием. И никто из гимназии забирать своего ребенка не стал.

Сейчас в махачкалинской гимназии обучается пять детей с ЦП в возрасте от 6 до 9 лет. Специально для них на средства Детского фонда ООН ЮНИСЕФ оборудован пандус на входе, на первом этаже отремонтирован отдельный кабинет, в котором есть все необходимое для учебы и отдыха ребенка с подобным заболеванием. Ребята находятся в школе целый день. Их опекают четверо взрослых, прошедших специальное обучение, и бесконечное количество мальчишек и девчонок из других классов, которые приходят сюда поиграть, помочь с домашним заданием. Недавно новоиспеченных первоклашек возили на ипподром - покатать на лошадях.

- Некоторые дети впервые-то и лошадь увидели, для одного мальчика это оказалось таким большим потрясением, что он долго не мог прийти в себя, - вспоминает Ирина Петровна. - Мы бы с удовольствием занимались с ними иппотерапией. При церебральном параличе это очень рекомендуется.

Планируется, что после окончания начальной школы учащиеся, страдающие ДЦП, вольются в обычные классы. Чтобы они могли передвигаться по зданию на колясках, лестницы в гимназии оборудуют пандусами.

- Будет трудно. Потребуются дополнительные средства. Но мы справимся с этим, потому что оно того стоит, - говорит Ирина Пашук. - Дети вышли в свет, завели знакомства, получили знания и навыки. Родители смогли заняться делами, пойти работать…

Инклюзивное образование, пускай и в зачаточном виде, начинает набирать обороты. В ближайшее время классы, аналогичные махачкалинскому, откроются в школах Чечни, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Вероятно, не за горами тот день, когда дети-инвалиды придут на урок в обычную ростовскую школу. Чтобы приблизить этот момент, волонтеры "Феникса" проводят в начальных классах учебных заведений города Уроки доброты. Ребят учат правильно относиться к людям с физическими недостатками, говорят с ними о терпимости и сострадании, показывают фильм об инклюзивном образовании.

Прямая речь

Екатерина Криченко, старший преподаватель кафедры факультета психологии ЮФУ, кандидат психологических наук:

- Многое зависит от микроклимата в школе и от того, как к инвалидам относятся родители учащихся. Если здоровому ребенку дома внушают, что он теперь учится в одном классе с инвалидами, то, конечно, ничего хорошего из совместной учебы не выйдет. Другое дело, если с раннего детства ему объясняют, что надо относиться к инвалидам с милосердием, нельзя смеяться над физическими недостатками. Если человек с ограниченными возможностями не включится в процесс социализации в детстве, то с возрастом ему это будет сделать еще сложнее.

Основные плюсы инклюзивного образования - уход ребенка-инвалида от гиперопеки родителей, получение навыков социализации и самостоятельной жизни. Есть мнение, что, очутившись среди здоровых детей, ребенок с ограниченными возможностями испытывает огромную психотравму. Но разве нет в школах здоровых детей, которые чувствуют себя изгоями? Это проблема плохой педагогической работы, но никак не противопоказание для инклюзивного обучения.

Павел Карнаух, консультант по вопросам инвалидности:

- Обычные школы инклюзивной ориентации являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями и создания благоприятной атмосферы в обществе. Они обеспечивают реальное образование для большинства детей, повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.