Повсеместная компьтеризация не уменьшила очереди в ярославские чиновничьи кабинеты

Несмотря на компьютеры, стоящие сегодня на столе каждого работающего с населением чиновника, очереди в их кабинеты меньше не стали. Почему информтехнологии новые, а проблемы старые, выясняла корреспондент "РГ".

Дефицитная справка

Чтобы не ходить далеко, я для примера воспользовалась простейшим поводом - оформлением губернаторского пособия на своего двухлетнего ребенка (с начала сего года по постановлению главы региона каждой семье, не сумевшей устроить малыша в детсад, ежемесячно выплачиваются 500 рублей).

Намереваясь получить губернаторское пособие на свое "неорганизованное" чадо в январе, я еще до продолжительных новогодних праздников отправилась в паспортный стол линейного участка, обслуживающего наш дом, за справкой о составе семьи. Выстояв около двух часов в огромной очереди, я получила на руки клочок бумажки с перечислением всех моих домочадцев.

Следующим этапом было получение справки из отдела дошкольного образования районной администрации, свидетельствующей о том, что дочка действительно стоит в очереди на место в детском дошкольном учреждении, но детсадовских вакансий нет. Замечу, что прием населения отдел осуществляет два дня в неделю в часы, для работающих мам неудобные. Выстояв приличную очередь и за этой бумажкой, вздохнула с облегчением - остальные документы были на руках.

Однако сдать их в январе мне все равно не удалось. На приеме в отделе детских пособий районной администрации выяснилось, что справка о составе семьи выдана мне, а банковский счет, на который будут перечисляться деньги, открыт на мужа. Пришлось идти в банк открывать счет на себя - снова очередь, потерянное время.

Пока обзаводилась счетом в банке, закончился месячный срок действия справки о составе семьи... Январские 500 рублей я потеряла. Собравшись с духом, я снова обратилась в паспортный стол, полтора часа протомилась в очереди. А в собесе услышала огорашивающее: "Не хватает справки из Рыбинска, где вы прописаны, что вы там не получаете это пособие". Все мои доводы о нелогичности этого требования, когда ребенок прописан в Ярославле и не может быть поставлен на очередь в детский сад в Рыбинске, чиновницу не убедили. После возмущенного вопроса, почему в первый раз на это не обратили внимание, мне "пошли навстречу" - сделали запрос по почте своим рыбинским коллегам. Ответ обещали... через месяц.

- У вас же компьютер есть, посмотрите их базу, - наивно предложила я чиновнице.

- Как это? - удивилась она.

Продолжать разговор было бессмысленно. Грустно, но факт: многие чиновники используют компьютер как печатную машинку.

Главное - подпись

- Шаблон организации предоставления населению электронной услуги давно разработан в западных странах, - говорит директор областного департамента информатизации и связи Евгений Улисков. - Там любой гражданин имеет возможность запросить и получить в электронном виде информацию на порталах органов государственной власти. При регистрации на сайте идентификация гражданина осуществляется по его электронной цифровой подписи - последовательности нескольких цифр.

В настоящее время в областной администрации чиновников учат ставить электронную подпись.

- Это позволит уйти от бумажного документооборота, значительно сократить время прохождения документации, - объясняет Евгений Анатольевич.

Кроме того, планирует областное чиновничество в текущем году перейти на общение в электронном формате с главами сельских поселений. Увы, все это пока облегчает жизнь лишь чиновникам. Но директор областного департамента информатизации и связи заверил, что успех на этом фронте обеспечит более быстрый приход информтехнологий и на службу населению.

- В Москве уже предпринята попытка сделать информтехнологии полезными для горожан, - продолжает Евгений Улисков. - Там внедрена так называемая социальная карта москвича, на вид обычная пластиковая карта, содержащая различные сведения о ее владельце. С ее помощью столичные власти стремятся в том числе упростить и упорядочить предоставление льгот.

Вид на очередь из "окна"

По информации заместителя губернатора Ярославской области Олега Виноградова, планируется к концу текущего года внедрить социальную карту и в Ярославской области. Правда, работать она будет только в отношении областных льгот.

- С муниципальными образованиями, к сожалению, не выстроена единая система взаимоотношений, - объяснил он. - Не унифицирован пакет документов, которые граждане должны предоставить для начисления им местных льгот. В каждом муниципальном образовании он свой.

Альтернативой электронных услуг населению пока является система "одно окно", работающая в некоторых регионах. Система существенно облегчает доступ к услугам социальной поддержки, позволяет сократить количество посещений социальных служб для обращения за различными видами помощи и получения подтверждающих документов. Человек обращается в "одно окно", заполняет заявление, а дальше его проблемой занимаются соцработники. В условиях отсутствия единой электронной базы данных учреждений различных ведомств соцработникам, обслуживающим "одно окно", приходится опять же "работать ногами" - ходить по инстанциям, собирая необходимый пакет документов для клиента. Увы, в Ярославской области система "одно окно" не внедрена.

Комментарии

Александр Зафиевский, проректор по учебной части факультета информационно-вычислительной техники ЯрГУ имени Демидова:

- Организовать информационную сеть, которая бы объединила базы различных учреждений и структур, реально, но трудно. Проблема в коллективной обработке данных и согласовании данных между собой. Необходима уникальная программа, разработать которую одному не по силам. Но мало найти хороших программистов, нужен еще менеджер проекта, который взял бы на себя организационную работу - со всеми владельцами информации нужно договориться об участии в проекте. Наконец, необходимо финансирование. Думаю, трудность создает и закон о персональных данных, призванный охранять личную информацию граждан.

Евгений Улисков, директор департамента информатизации и связи администрации Ярославской области:

- Совершенно очевидно, что в конце концов мы получим услуги для населения в электронном виде, в том числе через Интернет. Нужна политическая воля на это. Например, мы не верили, что в каждой общеобразовательной школе будет Интернет. Но государство сделало это приоритетной задачей, и в каждой школе сегодня есть Интернет. Деньги у государства есть, главное - решить, куда их направить. Решат - на информтехнологии в соцсфере, будут информтехнологии в соцсфере.