За его плечами без малого сотня лент, среди которых знаменитые "На последнем дыхании", "Человек из Рио", "Страх над городом", "Путь баловня судьбы"... Невероятное обаяние, юмор, каскадерские трюки, которые он, атлет и спортсмен, всегда выполнял самостоятельно, и, конечно, недюжинный талант принесли ему славу, зрительскую любовь как во Франции, так и во всем мире.
Накануне юбилея Жан Поль Бельмондо закончил сниматься у режиссера, а прежде коллеги по профессии, Франсиса Юстера в фильме "Человек и его собака". А ведь еще совсем недавно мало кто мог поверить в то, что Жан Поль сможет вернуться на съемочную площадку.
Семь лет назад летом на Корсике с ним случился инсульт. Отнялась речь, была парализована правая часть тела. Он был на волоске от смерти. В срочном порядке на вертолете Бельмондо доставили в Париж, где было пущено в ход все, чтобы спасти ему жизнь, что, к счастью, удалось сделать. Но процесс выздоровления был долгим и мучительным. Надо было заново осваивать сначала произношение звуков, затем по слогам - слов. Хуже всего дела обстояли с правой рукой, она и сейчас его не очень слушается. Так что пришлось переучиваться: и бриться, и есть левой. Но постепенно жизнь стала налаживаться. В немалой степени потому, что рядом с Бельмондо неотлучно находилась его верная спутница - Натти. Спустя два года после корсиканской беды она стала его женой, а чуть позже - матерью Стеллы - девочке сейчас пять лет. И снова беда: во время отдыха на острове Морис Жан Поль поскользнулся, упал и сломал шейку бедра. Опять больница, гипс, несколько месяцев реабилитации в специализированной клинике на Атлантическом побережье.
Мне доводилось видеть актера после того злосчастного происшествия. Жан Поль прогуливался с Натти по аллеям Булонского леса, сильно прихрамывая на правую ногу и опираясь на трость. Так что, конечно, не могло быть и речи ни о спортивном велосипеде, на котором он обожал гонять с друзьями по парижским предместьям, ни о теннисной ракетке. "У меня началась иная жизнь, - как-то не без горечи сознался Жан Поль. - И все-таки я счастливый человек. Потому, что живу".
Правда, в этой новой жизни не хватало главного - кино. Предложения на Жан Поля сыпались словно из рога изобилия, но он методически отказывался. "В большинстве сценариев, - рассказывал актер, - на мою долю приходилось бесчисленное множество трюков, а также пуля каждые десять минут. Я же с подобными фильмами покончил раз и навсегда".
Но вот однажды в его квартире на бульваре Сен-Жермен раздался звонок: это был Жан-Луи Леви, племянник Ива Монтана, успешный кинопродюсер. Идея ремейка по знаменитому фильму "Умберто Д", снятому в 1951 году классиком итальянского неореализма Витторио де Сика, захватила Бельмондо не только потому, что лет 50 тому назад он снялся у этого режиссера в "Чочаре". Его до глубины души тронула история одинокого престарелого учителя, живущего на мизерную пенсию, который лишился жилья и оказался на улице в компании единственного преданного ему существа - собаки. В той давней ленте, вошедшей в сокровищницу мирового кино, главную роль сыграл непрофессиональный актер, преподаватель Флорентийского университета Карло Баттисти. В ремейке она предназначалась для Бельмондо. "Или он, или никто", - заявил режиссер и одновременно автор сценария Франсис Юстер.
Дав согласие на участие в "Человеке и его собаке", Бельмондо также решил дать урок мужества товарищам по несчастью, с которыми его свела судьба в госпиталях и больницах, где он провел долгие месяцы. "Этим молодым и не очень молодым людям, - поделился актер своими мыслями на страницах журнала "Пари-матч", - мне хотелось сказать, что надо биться за жизнь, никогда не сдаваться, а главное, не бояться смотреть вперед. Я также мог замкнуться, уехать на юг и ничего не делать. Но это не выход. Тем более это не в моем характере".
Первоначально съемки должны были начаться осенью прошлого года, но затем их перенесли на начало нынешнего года. Они длились десять недель. Причиной тому было не только состояние здоровья звезды, но и многочисленные проблемы, которые возникли у его создателей. Так, Франсиса Юстера кое-кто стал обвинять в том, что он решил "использовать немощного Бельмондо" с тем, чтобы как следует заработать на его имидже. Режиссера пытались отговорить от "авантюры", уверяя в том, что ни одна страховая компания не возьмет на себя риски, связанные с участием знаменитости в фильме. Поэтому понятны чувства Юстера, когда полторы недели тому назад съемки, проходившие в местечке Бри-сюр-Марн под Парижем, успешно завершились. "Это пощечина всем лицемерам и предателям, кто нас явно недооценил и предсказывал всяческие беды", - заявил он, обращаясь ко всем, кто работал над фильмом.
Съемки проходили в условиях повышенной секретности, и только сейчас становятся известны некоторые подробности. Так вот: Жан Поль не пропустил ни одного дня. Он шутил и подначивал товарищей по съемкам, рассказывал анекдоты за общим столом во время обеденных перерывов и всех от мала до велика очаровал. Для Бельмондо эта лента стала своего рода мощнейшей терапией, о чем он высказался следующим образом: "Я попросту счастлив. Это мой 95-й фильм, но я никогда не испытывал такого подъема. Когда включалась камера, создавалось впечатление, что меня пронизывают живительные лучи и возвращается молодость. Почти возвращается..."
В том, что фильм удался, у режиссера нет никакого сомнения, а главное, как он считает, Бельмондо открылся в нем как огромное драматическое дарование.
- Я просто ошеломлен. Жан Поль не только вернулся в прежнюю форму, но как актер сделал огромный шаг вперед, - считает Франсис Юстер. - То, что он сделал в "Человеке и его собаке", по глубине и трагизму ставит его на один уровень со Спенсером Трейси и Гари Купером. Если говорить о французском кинематографе, то этой ролью он поднялся на высоты мастерства, которые оставались незанятыми после смерти Жана Габена и Лино Вентуры.
Итак, Бельмондо вернулся в любимую стихию. Когда "Человек и его собака" выйдет на экраны? Не раньше конца этого года или в начале будущего.