Генштаб под руководством Юрия Балуевского разработал специальную программу прикрытия Москвы от воздушных террористов.
Содержание документа держится в глубокой тайне. Однако известно, что сначала он пройдет экспертную оценку в Национальном антитеррористическом центре, и только после этого программу отправят на утверждение в правительство и президенту. Стоимость проекта оценивается в 12 миллиардов рублей.
Безопасность столицы требует неординарных шагов. По словам командующего войсками Командования специального назначения генерал-полковника Юрия Соловьева, речь идет о создании новых систем разведки и управления самолетами на предельно малых высотах. Для пресечения воздушных терактов, в частности, предлагается закупать радиолокационные станции миллиметрового диапазона - именно на такой частоте срабатывают взрыватели на многих адских машинах.
Напомним, что два года назад Закон "О противодействии терроризму" предусмотрел проведение операций по пресечению террористических актов на земле, в воздухе и на воде, на территории страны и за ее пределами, в том числе с применением Вооруженных сил, боевых средств и оружия. В строго оговоренных ситуациях, когда все иные меры исчерпаны и есть полная уверенность, что захваченные террористами летательные аппараты или морские, речные суда будут использованы для совершения терактов, военным разрешили применять свой мощный арсенал.
Конечно, это вовсе не значит, что ракеты моментально полетят в подозрительные лайнеры и не внушающие доверия корабли.
- Если мы будем уверены, что самолет или судно захвачены террористами, все равно сначала попытаемся решить проблему бескровно, - обещают в министерстве обороны. - Сохранить жизнь ни в чем не повинных людей не менее важно, чем обезвредить преступников.
Роль своеобразного предупредительного выстрела должны сыграть радиоконтакты с террористами. Связь попытаются наладить наземные диспетчеры, пилоты самолетов-перехватчиков и специальные переговорщики на патрульных судах ВМФ. Если преступники не захотят или не смогут выйти в эфир, для принудительного следования в порт или к месту посадки военные используют систему международных сигналов. К примеру, покачиванием крыльев, миганием посадочных огней, жестами из кабины летчик способен сообщить другому пилоту команду "Следуй за мной". Не сработают переговоры и сигналы, - в ход пойдет оружие. Непременные условия для открытия огня известны, их четко обозначили в законе. Это угроза жизни людей или экологической катастрофы, допустим, воздушного тарана атомной электростанции.
Если с юридической точки зрения все сомнения исчерпаны, то с точки зрения военной главные решения еще предстоит узаконить. Дело в том, что система противовоздушной обороны Москвы за последние десятилетия претерпела серьезные изменения. В советские времена столицу защищали три кольца противовоздушной обороны. Первое проходило по МКАД, второе - на удалении 80-100 километров от города, третье растекалось по близлежащим областям. Электронные средства ПВО создавали вокруг Москвы сплошное радиотехническое поле, мимо которого не смог бы прошмыгнуть воробей. Все, кто попадал туда без разрешения, моментально оказывался в прицеле ракет. Два десятка полков истребителей-перехватчиков обеспечивали безопасность столицы и Центрального промышленного района России на ближних и дальних подступах. По кольцам даже бетонку проложили. В зенитно-ракетных полках было вооружение различного радиуса действия - малого, среднего и большого. Потом на смену комплексам С-75, С-125 и С-200 пришла универсальная зенитно-ракетная система С-300, и необходимость держать вокруг Москвы столько воинских частей отпала.
Сейчас колец ПВО нет, и российская противовоздушная система строится на прикрытии конкретных объектов. К примеру, в Центральной России их около 140, перед каждым есть свой рубеж ПВО. На разных направлениях они различной плотности. На западе и востоке плотность выше, на севере пониже. Зенитно-ракетные системы С-300 поражают цели на удалении триста километров. С принятием на вооружение "четырехсотого" комплекса зона досягаемости самолетов-нарушителей увеличилась. По утверждению военных, сегодня столица достаточно надежно прикрыта на глубину 350-400 километров. Любой прорывающийся к Москве террорист будет обязательно сбит.
С далекими от цели нападения лайнерами все понятно - они не пройдут. Но как быть, если на столичные объекты покусится террорист, захвативший самолет в аэропорту, скажем, во Внуково? Последствия такой акции до последнего времени были непредсказуемы. Воздушная трасса от Внуково идет строго на юго-запад и отворачивает от Москвы в районе МКАД. До академии Генштаба - десять секунд полета, до центра столицы - считанные минуты. Кто в этом случае собьет нарушителя, если на приведение в готовность зенитно-ракетных комплексов нужно не менее 15 минут? За это время пэвэошники не то что пустить ракету, - добежать до позиций не успеют.
Когда-то горячие головы предлагали посадить на здания вокруг Красной площади стрелков с переносными "Стрелами" и "Иглами". Однако понятно, что даже такие отчаянные меры в случае чего не уберегли бы город от трагедии. Новая программа, судя по всему, действия военных в таких ситуациях предусмотрела.
- Нам необходимо создать над Москвой сплошное круглосуточное радиолокационное поле, - не раз повторял генерал Юрий Соловьев. - Но в одиночку с этой проблемой министерству обороны не справиться.
Союзники у военных нашлись в московской мэрии. Возможно, с помощью столичных властей нашим оборонщикам все-таки удастся изобрести технические средства, которые позволят взять управление захваченного террористами самолета с земли и в случае необходимости отвернуть его в сторону.