На 78-м году жизни в Москве скончалась Надежда Румянцева - актриса, которой повезло запомниться зрителям отчаянно молодой. И этот удивительный имидж не только определил ее судьбу, но и сопровождал ее до последнего часа.
Она - классическая актриса-травести. В детских театрах такие до старости играют мальчиков, а если играют женщин, то в том счастливом возрасте, когда их постоянно таскают за косы. Но известно, что на приемных экзаменах в театральный вуз она прочитала монолог Фамусова, чем настолько изумила строгую комиссию, что была тут же безоговорочно принята.
Она - классическая клоунесса. Таких актрис наперечет - Джульетта Мазина в кинодраме, Джуди Гарленд в кинокомедии, и обчелся. У нее счастливый, настежь распахнутый взгляд человека, совершенно открытого людям, всегда готового ринуться на помощь.
И немудрено, что ее звездный час наступил, когда она сыграла такую активистку в комедии Юрия Чулюкина "Неподдающиеся". Она там истово, на двести процентов выполняла комсомольское поручение, перевоспитывала двух охломонов - товарищей по цеху, которые не хотели браться за ум. Замечателен был контраст: девчушка в весовой категории пичужки развивала совершенно танковый напор и при этом была настолько искренней и убежденной в своей правоте, что сопротивляться ей было бесполезно. Зрители сразу полюбили и Румянцеву, и ее героиню Надю Берестову, и все три ее звездные роли были связаны именно с этим образом "гиперактивной пичужки". Прошло без малого полвека, а то, как она замахивалась кухонным черпаком на своего партнера по комедии "Девчата" Николая Рыбникова, до сих пор помнит каждый. И как занималась политико-воспитательной работой в фильме "Королева бензоколонки".
Надежде Румянцевой повезло воплотить в ненавязчивом и обаятельном комедийном ключе типичный "советский характер", целую позитивную программу по воспитанию "нового человека". Причем воплотить так убедительно и человечно, что и сегодня эта программа в ее трактовке кажется вполне конструктивной. А когда "железный занавес" идеологий окончательно рухнул и к нам хлынуло закордонное кино, то выяснилось, что этот "советский характер" великолепно встраивается в круг заграничных комедийных активисток и Надежда Румянцева могла бы быть звездой мирового масштаба. Не случайно ее прозвали Чаплином в юбке.
Но больше крупных и заметных ролей она почти не играла. Из наиболее качественных картин, где она снялась, - "Женитьба Бальзаминова", "Ау-у!", "ЧП районного масштаба". Так что ее экранную судьбу не назовешь насыщенной и вполне успешной. Но забвение ее не постигло: восторженный взгляд ее Нади Берестовой, ее улыбка, распахнутая навстречу людям, по-прежнему греют каждого, кто любит хорошее кино. Надежда Румянцева ушла молодой и победительной. И можно только порадоваться тому, что, говорят, в личной жизни она была вполне счастлива и ей не пришлось, как многим ее замечательным коллегам, стареть, дряхлеть и впадать в нищету на глазах миллионов поклонников, по-прежнему любящих, но помочь былому кумиру - бессильных.