Сегодня в столице республики работает около шести тысяч коммерческих автобусов, однако официальное разрешение выходить на маршруты имеют лишь 1800.
Остальные частники получили лицензии Управления государственного автодорожного надзора. Они выдаются без особых ограничений, сроком на пять лет, из-за этого столичным властям очень сложно бороться с нелегалами.
Навести порядок в коммерческих перевозках призван внеочередной конкурс на распределение городских маршрутов. Срок действия старых договоров истекает только в ноябре, однако, пользуясь своими полномочиями, депутаты горсовета могут провести тендер уже в мае.
- Это последний срок, когда конкурс должен состояться, - заявил мэр Уфы Павел Качкаев. - Шесть тысяч автобусов - норма, которую предусматривает генплан развития Уфы к 2020 году. Но мы получили эту цифру уже сейчас и дороги оказались неспособны справиться с такой нагрузкой.
Власти не скрывают намерения серьезно ужесточить требования к перевозчикам.
- В свое время мы достаточно лояльно отнеслись к стандартам пассажирских перевозок, отчего в конечном итоге пострадали рядовые уфимцы, - считает председатель совета городского округа Ирек Нигматуллин. - Пример - техническое состояние транспорта. Предельный срок эксплуатации автобусов в зависимости от пассажировместимости был установлен в пределах 20 лет. Но как показала практика, при эксплуатации по нашим дорогам даже 15 лет - это слишком много.
В ближайшем будущем в Уфе будет значительно уменьшен возрастной ценз автобусов, допускаемых к перевозкам людей. Предельный возраст "Газелей" снизится с 5 до 4 лет, "ПАЗов" - с 10 до 8. Наибольший шанс получить выгодный маршрут будет у владельцев транспорта с двигателем, отвечающим экологическим нормам "Евро-3".
Пройти сквозь сито столь жесткого отбора вряд ли сможет и половина столичных транспортных компаний. Но, по словам начальника отдела транспорта и связи Управления жизнеобеспечения Уфы Николая Плотникова, городу вполне хватит и трети из ныне действующих частных маршруток. Остальных пассажиров может перевозить муниципальный транспорт, который в последнее время явно не способен конкурировать с коммерсантами. По итогам прошлого года, электротранспорт потерял почти 10 процентов пассажиров, а государственными автобусами пользовались на 5 миллионов человек меньше. Зато частные компании, перевезя порядка 144 миллионов горожан, серьезно улучшили свои показатели.
- Мы ежегодно вкладываем в электротранспорт триста миллионов бюджетных рублей, а трамваи и троллейбусы ходят полупустыми. Почему коммерсанты могут бороться за пассажиров, а мы нет? - задался риторическим вопросом столичный мэр.