В столице Поморья начались мероприятия в рамках проекта "Северный морской коридор" (СМК). Его цель - увеличение объема перевозки грузов между портами Европы и севера России - Мурманском и Архангельском.
Главный результат реализации СМК - установление регулярного движения морского транспорта между европейскими и российскими портами. Пока такого маршрута нет, но потребность в увеличении грузооборота будет только возрастать. Ведь Баренцев регион стал новой нефтяной областью в Европе. Перспективы развития нефтегазового сектора и крупных проектов в этой сфере потребуют регулярного морского сообщения.
Участие Архангельской области в реализации проекта, как уверены представители региона, может и должно вернуть Поморью статус крупнейшего переработчика экспортно-импортных грузов.
- Архангельский порт, безусловно, имеет квалифицированный персонал, - говорит координатор проекта "Северный морской коридор" по Северо-Западу Владимир Харлов. - Здесь хорошая причальная линия. Существует прекрасная база для получения морского образования. К тому же у архангельского порта огромный опыт переработки тяжелых грузов для снабжения Арктики.
Однако необходимо решить массу проблем. Одна из них: порт остается одним из самых дорогих в Европе. Портовые сборы в январе увеличены в 2,5 раза. Этому есть объективные причины: порядка 63 процентов от тарифной ставки составляют ледокольные и канальные сборы. Пока тарифы не снизятся, порт не станет привлекательным для инвесторов.
Несмотря на это, специалисты уверены, что шансы на участие Архангельской области в проекте достаточно велики. Значимым фактором является наличие в регионе железной дороги, которая также должна стать одним из звеньев СМК. Сегодня возможности железнодорожного транспорта в области используются лишь наполовину.
Участники конференции побывали в погрузочно-разгрузочном районе порта Экономия. Здесь создан контейнерный терминал и появилась новая погрузочная техника. Переход на контейнерные перевозки и увеличение возможностей по обработке таких грузов - одно из условий участия области в проекте.
Сегодня конференция продолжит свою работу. Здесь состоится презентация концепции пробного контейнерного рейса по маршруту Амстердам - Абердин - Тромсе - Мурманск - Архангельск.
Справка "РГ"
Грузооборот архангельского порта сегодня составляет чуть более миллиона тонн в год. При этом его мощности способны перерабатывать до 4,5 миллиона тонн. Территория порта - 97,5 гектара, протяженность причальной линии - 3 439 метров. Возможности причалов позволяют обрабатывать суда с осадкой 9,5 метра и длиной 175-200 метров.