Открытие картинной галереи снова откладывается.
Выставки одной картины Приморская галерея практикует в последнее время не от хорошей жизни. Затянувшаяся реконструкция залов не позволяет развернуть полные экспозиции. Но справедливости ради стоит отметить, что работы таких мастеров как Марк Шагал или Александр Головнин стоят того, чтобы зритель оставался с ними наедине.
И все же когда "Картинка" начнет работать в полную силу? Какие шедевры хранятся в фондах музея? Что делается для сохранности семи тысячи экспонатов приморского Эрмитажа? Об этом и многом другом наш корреспондент беседует с директором музея Ириной Ажимовой.
Российская газета: Ирина Семеновна, не боитесь из-за долгой реконструкции потерять зрителя?
Ирина Ажимова: Нет. Как ни странно, несмотря на все неудобства и разбросанность экспозиций, интерес у горожан и гостей Владивостока к шедеврам изобразительного искусства не снизился. И утверждение, что публика сегодня гораздо реже посещает музеи, чем пять-десять лет назад, не соответствует действительности. Например, выставка одной картины привлекает зрителя возможностью детально познакомиться с работой известного художника. Тогда как большая экспозиция иногда даже мешает зрителям сосредоточиться, и они пропускают какие-то работы, детали… Известно, что ни один европейский музей не выставляет все экспонаты одновременно. А что касается графики, то постоянно экспонировать Шагала или Врубеля не рекомендуется из соображений сохранности работ. Кстати, рисунки Врубеля были похищены во время войны. Уникальные работы удалось вернуть только год назад.
РГ: Это единственный криминальный эпизод в истории картинной галереи?
Ажимова: К сожалению, нет. В 1992 году во время вооруженного ограбления с действующей экспозиции преступники похитили картину голландского живописца. Полотно до сих пор находится в международном розыске.
РГ: Какие художественные произведения, хранящиеся в Приморской галерее, составляют ее золотой фонд?
Ажимова: У нас есть полотна творческого объединения "Бубновый валет", картины кисти Шагала, Кандинского, Фалька, Фешина. Одним словом, в наших хранилищах такие сокровища, которые могли бы стать украшением любой галереи мира. Кроме того, удалось собрать коллекции современного искусства приморских живописцев, начиная с мэтров Кирилла Шебеко, Ивана Рыбачука, Николая Бочарова, Виктора Шлихта и заканчивая молодыми, но не менее талантливыми художниками.
РГ: Как вы считаете, одной государственной и трех частных галерей достаточно для такого города, как Владивосток?
Ажимова: Конечно же, нет. На мой взгляд, Владивостоку нужен музей современного искусства - существующий фонд, творческий потенциал и научная база позволяют его создать.
РГ: Ирина Семеновна, после краж из хранилищ Эрмитажа в Приморской галерее усилили меры безопасности?
Ажимова: Мы действуем согласно инструкции - есть электронная база, карточки на каждый экспонат. Существуют определенные правила безопасности - например, я не могу войти в хранилище, поскольку не знаю кода. Но никакие замки не спасут шедевры от кражи, если рядом находятся нечистые на руку люди (события в Эрмитаже тому пример). В нашей галерее сотрудники служат искусству не один десяток лет. Это особая каста людей, которым можно безоговорочно доверять.
РГ: Ирина Семеновна, когда галерея откроется в полном объеме?
Ажимова: С 2002 года залы и здание находятся в состоянии затяжного ремонта. Сегодня мы взяли паузу по нескольким причинам: ждем, когда банк освободит второе крыло здания, тогда и подготовим проектно-сметную документацию на полную реконструкцию. Во втором крыле разместятся экспозиционные залы, реставрационные мастерские и хранилища галереи. На мой взгляд, все работы можно будет провести в течение полутора-двух лет. Но это уже зависит не от нас. Мало кто знает, что в далеком 1930 году, когда формировались фонды музея, разговор шел о создании на Дальнем Востоке "маленького Эрмитажа". Вот почему Третьяковская галерея, Эрмитаж, Пушкинский и Русский музеи щедро делились с нами своими экспонатами. С тех пор коллекция увеличилась, а значит нужны новые площади для хранения и экспозиций.