Знаменитый саратовский аэроклуб, в котором учился летать Юрий Гагарин, сегодня с трудом сводит концы с концами.
В будние дни на аэродроме под Саратовом, вблизи поселка Дубки, царит затишье. Признаки жизни корреспондент "РГ" обнаружил лишь возле одного из двух оставшихся в распоряжении аэроклуба вертолетов Ми-2 - его ремонтировали. Как пояснил начальник клуба Андрей Панфилов, вертолет-ветеран почти уже выработал свой ресурс, так что ремонт ему необходим основательный. Кроме винтокрылого старожила, в распоряжении клуба имеется еще один Ми-2 и самолет Ан-2.
Когда-то саратовский аэроклуб знал лучшие времена. В советскую эпоху здесь проходили подготовку летчики запаса. Два года учебы засчитывались как служба в армии. Старожилы клуба вспоминают, что в 1970-х годах на летном поле стояли шестьдесят вертолетов. Именно на аэродроме ДОСААФ в Дубках в войну оттачивали свое мастерство и знаменитые "ночные ведьмы". А летом 1955 года под руководством опытного летчика-инструктора Д. Мартьянова курсант Юрий Гагарин здесь же впервые поднялся в воздух на самолете "Як-18" 06. Сам он об этом дне вспоминал так: "Наступал июль. В один из дней Дмитрий Павлович не сел, как обычно, со мной в машину - это была "шестерка", а, стоя на земле, сказал:
- Пойдешь один. По кругу...
Я вырулил самолет на линию старта, дал газ, поднял хвост машины, и она плавно оторвалась от земли. Меня охватило трудно передаваемое чувство небывалого восторга. Лечу! Лечу сам!
А на следующий день товарищи говорят:
- Знаешь, о тебе написали в газете "Заря молодежи".
Местную газету Юрий послал домой - в Гжатск, маме. Теперь ее номер хранится в музее Звездного городка. Уже после легендарного полета в космос самолет "Як-18" 06 аэроклубовцы торжественно передали на вечное хранение областному музею краеведения. На левом борту написали: "На этом самолете в 1955 году учился летать Ю. А. Гагарин".
Сейчас клуб в основном живет за счет граждан, готовых заплатить свои кровные за удовольствие шагнуть из открытой двери вертолета прямо в небо и затем ощутить рывок раскрывшегося парашюта. За каждый прыжок опытный парашютист платит 800 рублей. Чуть больше берут с тех, кто прыгает впервые. В прейскуранте указаны и более дорогие прыжки - с инструктором и видеосъемкой. Сегодня это единственный стабильный источник доходов для аэроклуба с 75-летней историей, который носит имя первого космонавта. На вырученные деньги покупают топливо, выдают зарплату пилотам, механикам, инструкторам, держат страховую кассу.
Рабочие дни у парашютистов приходятся на выходные. В субботу и воскресенье аэроклуб оживает. На вышке появляется дежурный, по радио получают прогноз погоды из аэропорта. Профессионалы укладывают парашюты, новички тренируются на специальных подвесных тренажерах.
Инструктор Максим Степанович рассказывает тем, кто пришел в клуб впервые, о том, как нужно вести себя в воздухе. С тех пор, как минимум учебных часов сократили с сорока до трех, от новичков требуется схватывать все на лету. Десять человек не спускают глаз с инструктора, а затем, как в школе, проговаривают необходимые действия. Пока инструктор не будет уверен, что они готовы, он не подпустит их к вертолету.
Трудяга Ми-2 поднимает в небеса двух членов экипажа и восемь прыгунов. Через несколько минут над полем появляются "медузы" - круглые белые шапки десантных парашютов, на которых спускаются новички. Они прыгают с высоты не больше тысячи метров. Профессионалы прыгают на разноцветных спортивных парашютах и с большей высоты.
- Самым страшным для меня было, когда я в первый раз двадцать секунд падал без парашюта, - рассказал корреспонденту "РГ" перед своим очередным прыжком Михаил Касаткин, пришедший в клуб, чтобы научиться прыгать. - Мы тогда с инструктором последними прыгали, когда в салоне уже никого не было, и от этого было немного не по себе.
Парашютисты хорошо знают друг друга, отмечают вместе "юбилейные" прыжки и праздники. А не так давно прямо в воздухе сыграли свадьбу: молодожены обменялись кольцами в свободном полете.
- Бывает, на юбилеи подшучивают, - говорит Михаил. - Например, подлетают незаметно и раскрывают тебе парашют на большой высоте, и ты потом целый час летишь до земли.
Сегодня парашютисты обсуждают новость: оказывается, в ближайшие два дня можно будет подняться в воздух на Ми-8. Его предоставят военные, прилетевшие в Дубки из Энгельса. А начальник клуба Андрей Панфилов готовится к выполнению ответственного задания: завтра, во время празднования Дня космонавтики, единственный исправный вертолет клуба под его пилотажем пронесет российский флаг над Гагаринским полем - то есть там, где приземлился первый космонавт.