Полковник милиции Владимир Кузин продолжает комментировать спорные дорожные ситуации
Серия публикаций "Российской газеты" о том, по какой статье Кодекса об административных правонарушениях квалифицировать то или иное нарушение, вызвала шквал вопросов.
Казалось бы, тема исчерпана - ан нет. Как выяснилось, остался еще ряд вопросов, важных не только для водителей, но и для автоинспекторов. С просьбой разъяснить самые спорные из них в редакцию обратились даже руководители некоторых подразделений ГИБДД. Большинство вопросов, правда, носит сугубо специфический характер. Но те, которые, по нашему мнению, наиболее "больно" могут сказаться на автолюбителях, мы решили рассмотреть с соответствующими комментариями.
А разъясняет сегодня автоинспекторам и водителям спорные дорожные ситуации, как и прежде, заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения Владимир Кузин.
Третий лишний
Довольно часто встречается ситуация, когда на широкой дороге нет разметки. То ли ее смыло вместе со снегом, то ли еще не нарисовали - но причина в данном случае не важна.
В Правилах дорожного движения в пункте 9.2 прописано, что на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. В пункте 9.1 ПДД говорится, что количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и знаками. Если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов Т/С и интервалов между ними.
При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений дороги.
В данном случае (рис. 1), ширина проезжей части составляет 16 и более метров. Если учитывать, что ширина полосы движения порядка трех метров, то в данном случае перед нами дорога с явно не менее чем четырьмя полосами.
Соответственно маневр, обозначенный на рисунке, - однозначное нарушение Правил. Такой маневр будет квалифицирован автоинспектором по части 4 статьи 12.15 КоАП, предусматривающей лишение прав от 4 до 6 месяцев.
Не уступить - себе дороже
Загородная дорога. Вы движетесь в крайнем ряду, обгоняя всех подряд, и тут впереди возникает некое транспортное средство, которое ползет в этом же ряду, явно никуда не торопясь. Оно не реагирует ни на какие ваши знаки, продолжает медленно ползти. Вы устали мигать и сигналить, справа свободная полоса, вы перестраиваетесь и обгоняете тихохода (рис. 2). И что в результате?
В результате вы нарушили правила обгона. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны - гласит пункт 11.2 ПДД. За это нарушение вас могут привлечь к ответственности по части 1 статьи 12.15, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей.
Впрочем, инспектор также должен привлечь к ответственности и "тихохода", мешавшего вам, за нарушение пункта 9.4 Правил: вне населенных пунктов водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Это нарушение можно также квалифицировать по части 1 статьи 12.15. Штраф - те же 500 рублей.
А если бы водитель, который совершал обгон, заранее перестроился в правый ряд и ехал бы по соседней полосе, это не было бы нарушением Правил. Однако надо подчеркнуть, что в реальных условиях плотного городского движения подобные маневры - явление постоянное.
Безнаказанный разворот "почти" по встречке
Довольно частый случай в городах, на дорогах которых есть разделительные полосы (рис. 3). Как в таком случае правильно совершить разворот? Знаков, запрещающих этот маневр, нет. Значит, вроде бы можно. Но по какой траектории? Надо ли сначала пересечь автомобильный поток, а затем, пропустив всех встречных, поворачивать обратно? Или все-таки можно совершить маневр по кратчайшей траектории?
Оказывается, развернуться при подобных условиях можно и так, как показано на рисунке. Это не будет считаться выездом на полосу встречного движения. Да и вообще этот маневр - в рамках Правил.
Хитрым маневром КоАП не обманешь
Встречаются дороги, где на довольно длительном расстоянии не предусмотрено левых поворотов. Знающие район водители обычно в курсе способов решения этих проблем. А вот не знающим приходится туго: надо ехать до места, где разрешен разворот или поворот, но, по закону подлости, именно тут и встаешь в пробке... Хитрые, как правило, сворачивают в какую-нибудь улочку, если с этой улочки есть движение через перекресток, где-нибудь в ее глубине разворачиваются и выезжают в нужном направлении. Самые же находчивые водители разворачиваются сразу после поворота (рис. 4), чтобы возглавить колонну желающих пересечь перекресток.
Однако надо помнить: при последнем маневре водитель однозначно нарушает требования знаков, установленных на перекрестке, и разметки. Подобный маневр, если он разрешен, должен быть отражен на знаке "Направления движения по полосам". Если такого знака нет, то за нарушение водитель ответит по статье 12.16 КоАП, предусматривающей штраф 100 рублей.