Навигацию в Башкортостане затруднит быстрый спад воды

Вчера официально открылась речная навигация-2008. На водные магистрали республики и страны вышли 130 судов Башкирского речного пароходства.

Как рассказали корреспонденту "Российской газеты" в Уфимском речном порту, фактически навигация была открыта раньше. Уже 8 апреля теплоход "Волгарь-20" вышел на взломку льда на реке Белой. А неделю назад вверх по главной водной артерии республики пошли первые грузы.

Несмотря на праздничное настроение, речники были озабочены состоянием глубин на реках. Нынешней весной половодье проходит стремительно и уровни воды на судоходных участках Белой понижаются с каждым днем, в частности в районе Уфы - на 20-30 сантиметров ежедневно.

Как прогнозируют синоптики, осадки в последней декаде апреля будут незначительные и общей картины паводка уже не изменят. Поэтому башкирские речники опасаются, что при дальнейшем падении уровня воды  для прохода судов уже не будет необходимых рабочих глубин.

- Навигация в этом году предстоит сложная, - заметил начальник Бельского отдела водных путей и судоходства ФГУ "Камводпуть" Станислав Большаков. - Давно не было такого малого паводка и быстрого спада воды, поэтому сейчас особое внимание нужно уделить безопасности.

По мнению специалистов, в последние годы внутренний рынок услуг, на котором могли работать суда Башкирского пароходства, сократился. В поисках новых заказов башкирские речники несколько лет назад вышли за пределы республики. Так, в прошлом году суда пароходства перевозили грузы по Волге, Каме, Дону, а также по водным артериям северо-западных регионов России. Одновременно башкирские корабли трудились в Балтийском, Северном, Каспийском и Черном морях.

- В нынешнюю навигацию мы планируем, как и раньше, широко использовать наши суда за пределами республики, - сказал корреспонденту "РГ" заместитель министра по строительству, архитектуре и транспорту РБ Николай Протасов. - Десять кораблей будут работать в Азово-Черноморском бассейне, 40 буксиров выйдут на внутренние водные пути. А 16 теплоходов и катеров займутся перевозкой пассажиров. Кроме того, сейчас вкладываются значительные средства в модернизацию сухогрузных судов, чтобы впоследствии перевести их в класс морского регистра и выйти на высокорентабельные перевозки класса "река-море".

Впрочем, речники рассчитывают, что в нынешнюю навигацию грузовые самоходные и несамоходные суда будут широко заняты на перевозке нерудных строительных материалов для нужд стройиндустрии республики.

Проблемы занятости испытывает и пассажирский флот. Уже 5 теплоходов Башкирского пароходства работают в Московском водном бассейне, будучи зафрахтованными крупными туристическими компаниями. В Уфимском порту для организации пассажирских круизов за пределами республики остались только два судна - теплоходы "Юрий Гагарин" и "Мулланур Вахитов". Объемы социальных перевозок горожан, в том числе и многочисленных уфимских садоводов, в скором будущем могут тоже существенно сократиться, когда будут построены новые автомобильные мосты через Белую и Уфимку.

К слову, для башкирских речников нынешняя навигация - юбилейная. 150 лет назад в Уфу из Углича пришли пароходы "Грозный" и "Быстрый", и с этого момента по Белой открылось постоянное пароходное сообщение.

Справка "РГ"

В навигацию 2007 года на судах Башкирского речного пароходства перевезено 175 000 пассажиров, в том числе 68 000 - на социальной городской линии вокруг Уфы по маршруту "Монумент Дружбы - ДОК". Услугами круизных речных теплоходов воспользовалось 25 000 туристов. В различные порты республики и страны доставлены 3 миллиона тонн грузов.