Метро дойдет в Щербинку, к Люберцам, а также до ряда других столичных районов, расположенных за пределами МКАД. На этом сделал акцент в ходе пресс-конференции начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.
Пока же в ближайших планах подземки - завершение строительства станций "Волоколамская" Арбатско-Митинской линии, а также "Достоевской" и "Марьиной Рощи" Люблинско-Дмитровской линии, которые откроются для пассажиров в конце 2009 года. Чуть позже начнется сооружение станции "Площадь Суворова", которая соединит Люблинско-Дмитровскую линию с кольцевой линией на участке между "Новослободской" и "Проспектом Мира". В 2010 году в центре района "Митино" будет введена в эксплуатацию одноименная станция метро Арбатско-Митинской линии, а в 2012 году - станция "Рождествено" на северо-западе того же района. Через три года откроется станция "Новокосино", строительство которой начнется этим летом, и новый перегон "Марьино" - "Зябликово".
В планах развития подземки появилось и продление Бутовской линии к станции "Битцевский парк" Калужско-Рижской линии до района Щербинки. Еще одна новая линия метро пройдет от района Некрасовки на границе с Люберцами в район станции "Авиамоторная" к запланированному третьему пересадочному контуру метро. "Таким образом удастся разгрузить сильно перегруженную в настоящее время Таганско-Краснопресненскую линию", - считает Гаев.
Один из участков третьего пересадочного контура метро соединит ныне действующую Каширскую линию метро с "Рязанским проспектом". На этом участке, по словам начальника метрополитена, построят автомобильный тоннель, который будет совмещен с "подземкой". "Мы продлим Каширскую линию в Нагатинский затон и в Печатники. Таким образом получим еще один кусок третьего пересадочного контура", - продолжил перечислять грядущие перемены Дмитрий Гаев и добавил, что Калининскую линию планируется продлить через Золотой остров в районы "Москва-Сити" и парка Победы. В дальнейшем эта линия будет соединена с Солнцевской.
Всего же для нормальной работы метрополитену до 2015 года необходимо построить 130 километров линий. Конечно, по сравнению с ситуацией 90-х годов, когда один перегон открывался раз в два года, возможностей у метростроителей сейчас стало куда больше. В частности, столичный бюджет взял на себя обязательства по финансированию строительства до 2015 года 60 километров линий. И все же этих денег явно недостаточно. Все задумки удастся выполнить лишь в случае, если развитие подземки будет энергично финансировать и федеральный центр. Пока же метростроевцы могут по сути лишь завершать уже начатое строительство.
Для того чтобы облегчить пассажирам нынешние каждодневные поездки в переполненных вагонах, руководство метрополитена сейчас внедряет массу новшеств. В частности, с июня можно будет расплачиваться за проезд с помощью дебетовых и кредитных банковских карт. Соглашение с рядом крупных банков на этот счет уже подписано. Для того чтобы воспользоваться новой услугой, достаточно будет приложить карту к турникету. Если пассажир за месяц воспользовался банковской картой для проезда в метро 20 раз, то в конце месяца с карты снимут деньги как за билет на 20 поездок, а если совершил более 70 поездок - с карты снимут стоимость единого проездного билета. "По нашим оценкам, около 1,5 миллиона москвичей участвуют в зарплатных проектах с банковскими картами. Их использование позволит уменьшить очереди в кассах, в которых иногда пассажиры стоят по 20-25 минут", - пояснил Дмитрий Гаев. А с будущего года, по его словам, все станции метро будут готовы к оплате проезда с помощью мобильных телефонов.
Не оставил без внимания начальник столичного метрополитена и вопрос оснащения линий новыми составами. В течение ближайших шести лет решено обновить поезда на Кольцевой и Калининской линиях, а через год завершить перевод Арбатско-Покровской линии с устаревших составов на новые электропоезда типа "Русич". Одновременно с этим планируется также закончить испытания модернизированных вагонов традиционного типа, которые в народе называют "полосатиками".
Впрочем, комфортнее пассажирам должно стать не только в новых, но и старых поездах. Благодаря специальным системам вентиляции и изменению тормозной системы составов атмосферу в них обещают сделать попрохладнее. "Мы проводим эксперимент и разрабатываем сейчас новую систему торможения без выделения тепла", - пояснил Гаев. Кроме того, на Калужско-Рижской линии на участке от станции "Проспект Мира" до "ВДНХ" уже внедрены специальные системы, которые позволяют снизить выделяемое тяговыми подстанциями тепло на восемь градусов.