В Челябинске пенсионеры вышли на митинг протеста

Согласно заявке на митинг должны были выйти не более 400 человек. Но пришли около тысячи. "Верните льготы!" - скандировали пенсионеры прямо с проезжей части под окнами Заксобрания, надеясь, что их услышат депутаты, как раз в этот момент принимавшие историческое решение.

Полную монетизацию транспортных льгот региональные власти решили провести на Южном Урале с 1 июня - отныне вместо бесплатного проезда будут выплачивать пенсионерам 200 рублей в месяц. Например, в Магнитогорске на эту компенсацию ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные и репрессированные могут совершить 25 поездок, в Златоусте - 28, а в Челябинске только 20. Но многие льготники лишились возможности навестить своих родственников в других городах.

Собравшиеся на митинге требуют предоставить им возможность выбора, который есть в соседней Свердловской области: монетизация или сохранение транспортных льгот в натуральном виде.

Толпа пенсионеров была разгорячена, но милиция даже не пыталась разгонять пикетчиков. Хотя время окончания акции по заявке организаторов - половина одиннадцатого, она продлилась до самого вечера. Правоохранительные органы явно упустили момент, когда толпа начала перекрывать дорогу. После чего оттеснять их с проезжей части было уже поздно. Начальник милиции общественной безопасности, заместитель начальника ГУВД Челябинской области Вячеслав Доксов уговаривал пикетчиков освободить проезжую часть, но все тщетно.

Законопроект о монетизации был внесен на рассмотрение Заксобрания губернатором Челябинской области Петром Суминым. Заместитель главы региона, курирующий социальную сферу, Роман Панов доложил депутатам, что под действие закона попадают 582 тысячи южноуральцев. И две трети из них нерегулярно пользуется общественным транспортом.

мнения

Андрей Косилов,
первый вице-губернатор Челябинской области

-Мы обсуждали монетизацию с ветеранами, общественной палатой, депутатами. Все были "за". Ведь 70 процентов сельских льготников и 60 процентов городских не могут воспользоваться правом бесплатного проезда. Их положение никак не ухудшится. А насчет тех, кому денег не хватит, поработаем с муниципалитетами, проведем собеседование с каждым главой, они доплатят.

Александр Журавлев,
председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания:

-Только четыре субъекта России до сих пор оставили льготы в натуральном виде. В этом вопросе мы все же поторопились, заявив о монетизации. Нужно было сначала провести разъяснительную работу. На заседании комитета руководитель независимых профсоюзов разобрался в вопросе и заявил, что, если бы людям все объяснили, то никто не был бы против монетизации.

Важно, что теперь муниципальный общественный транспорт будет бороться за льготников с частниками. Раньше они без усилий получали компенсацию из областного бюджета, а сейчас придется повышать качество обслуживания.

Владимир Мякуш,
спикер Законодательного собрания:

-Четыре года правительство России требовало от нас монетизировать проезд, область потеряла несколько сотен миллионов рублей.

комментарий

Евгений Гонтмахер,
руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:

-С принятием Федерального закона N122-Ф3 (о перераспределении полномочий между федеральным центром и регионами) регионам дано право самим определять меры социальной поддержки своих льготников, к которым относятся ветераны труда, труженики тыла и другие категории.

Пока в Челябинске не монетизировали проезд, региональные льготники могли сколько угодно бесплатно ездить общественным транспортом. Теперь им предложили компенсацию в 200 рублей. И люди возмутились. Но есть же простой выход - так поступила Москва, предложив своим льготникам социальную карту, по которой тоже можно ездить без ограничений. А еще лучше: предоставить льготникам выбор: социальная карта или те же 200 рублей (если, например, жители сельской местности не пользуются городским транспортом).