В ближайшее время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовит для монопольных торговых сетей правила, которые не позволят перекрывать производителям доступ к магазинным полками и необоснованно завышать цены на товары. Об этом вчера рассказал начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.
Напомним, что, по мнению производителей, именно невыгодные условия взаимодействий с сетями закрывают им доступ на магазинные полки. И в конечном итоге ведут к повышению цен. Одним из условий, которые сейчас готовит ФАС, может стать норма, по которой сеть обяжут не диктовать поставщику требования при его сотрудничестве с другими торговцами, частично раскрыл карты Нижегородцев. Всего же, предполагает он, требования будут содержать примерно полтора десятка пунктов.
Сейчас антимонопольщики готовят предписание с поведенческими условиями для фирмы, доля которой на рынке превысила 35 процентов. А в дальнейшем на его базе будут составлены требования ФАС для торговцев, преодолевших 15-процентный барьер. Это порог доминирования, заложен в разрабатываемом минэкономразвития законе о торговле.
"Кроме того, "15-процентников" обяжут публиковать на своих сайтах требования к производителям, а также четко указывать услуги, которые они предлагают им по размещению товаров на полках, их продвижению и цену этих услуг", - рассказал Нижегородцев. При этом предполагается, что после обнародования этой информации сетям будет запрещено предъявлять какие-то иные требования или услуги, не вошедшие в эти списки. То есть сети будут обязаны сделать публичной практику взаимоотношений с поставщиками. Такой метод, рассчитывают в ФАС, обеспечит всем производителям недискриминационный, то есть равный доступ в торговлю.
При этом введение 15-процентного барьера не ограничивает дальнейший рост компаний, успокаивает Нижегородцев. Они просто будут находиться под наблюдением антимонопольной службы, которая сможет выдавать им предписания, а при выявлении нарушений использовать санкции, в том числе - оборотные штрафы.
Еще один принципиальный момент закона - установление предельной доли, которую может иметь сеть на локальном рынке. Она составит 35 процентов. Конечная цель этой нормы - сохранение конкуренции на локальных рынках. "Мы хотим, чтобы в границах каждого рынка действовало минимум три конкурента, - не стал скрывать Нижегородцев. - И чтобы у потребителей и поставщиков всегда был выбор".
Между тем именно эти две цифры - 15 и 35 процентов - вызывают наибольшую тревогу торговцев. Отрасль начала бурно расти, а ей сшили "детскую манишку", беспокоится исполнительный директор Союза малых розничных сетей Ирина Канунникова. "Барьеры снизят инвестиционную привлекательность отрасли, деньги уйдут в другие сектора", - говорит президент Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук. Надо создавать условия для открытия и работы новых магазинов, призывают торговцы. Тем временем, по их подсчетам, сегодня каждая торговая точка должна иметь для проверяющих из разных инстанций около 100 документов.
"Темпы консолидации рынка в три-пять раз превышают темпы его роста", - парирует начальник департамента регулирования внутренней торговли минэкономразвития Павел Волков. Министерство беспокоится, что это ведет к появлению монополистов, а они затем используют свои преимущества и диктуют цены. "Что же касается открытия новых торговых точек, то это пожелание законопроектом учтено", - утверждает Волков. Разрешительный порядок открытия предприятий предлагается заменить уведомительным, а полномочия региональных и муниципальных властей по регулированию торговли свести к минимуму. Кроме того, на основе специальной методики, которую готовит министерство, для каждого региона просчитают минимальный уровень обеспеченности торговыми площадями. "И постепенно будут вноситься изменения в другие законы, чтобы сократить количество проверяющих и объем документов, необходимых для проверки", - обещает глава департамента. Впрочем, все эти барьеры надо убирать очень осторожно, чтобы в результате не оставить беззащитным потребителя, предупреждает он.