В Большом зале Консерватории началась пасхальная серия выступлений Валерия Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра. Открывая VII Московский пасхальный фестиваль, маэстро сосредоточился на русском репертуаре: Римский-Корсаков, Щедрин, Лядов, Стравинский. Но в ближайшие дни в исполнении оркестра предстоит услышать также симфонии Малера и сочинения Анри Дютийё.
Открытие нынешнего фестиваля началось как-то тише, чем обычно: можно сказать, по-семейному. "Отцов" города и культуры на сцене Большого консерваторского зала не было. На концерте по-семейному поздравили педиатра Леонида Рошаля с днем рождения и тихо вспомнили о годовщине смерти Мстислава Ростроповича. В таком же тонусе начался и концерт, отменно составленный из сочинений с "русским духом": "Светлый праздник" и "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова, ядреные симфонические "частушки" Щедрина и его же балетная музыка из "Конька-Горбунка".
Неожиданно для манеры Гергиева сочинения композиторов звучали на тихий лад: мерно прокатился "Светлый праздник" в несколько разрыхленном режиме, но с шикарными струнными, выводящими из глубин оркестровой фактуры русские темы, с аккуратной перкуссией, не злоупотреблявшей эффектным колокольным трезвоном. Также "без эксцессов" распахнулось и симфоническое полотно "Китежа", где у оркестра была и плотность звучания, и уникальная матовая краска, создававшая эффект "пелены". И хотя Гергиев развернулся здесь в фирменном "скоке" татарского набега и "сече при Керженце", но очень умеренно по динамике, стараясь сохранять баланс и "не травмировать" струящиеся струнные. Разгон концертной программы начался после антракта с щедринского "Конька-Горбунка", когда маэстро взбодрил оркестр вихревым темпом и громким пульсом ударных, педалируя при этом и фольклор, и ернические трещотки, и размашистые соло медных, и широкие мягкие волны струнных. Гергиевский же концепт "Озорных частушек", вызвавший радостную реакцию присутствовавшего на концерте Щедрина, соединил неожиданные полюса - джазовое ритмическое rubato с контрабасами и балаганный гротеск в духе "Петрушки" Стравинского. При этом - запредельный темп и подчеркнуто механическое, метрономное движение perpeto mobile.
Но кульминации маэстро достиг в своих бисах-"посвящениях": "Волшебного озера" Лядова - Мстиславу Ростроповичу и "Жар-птицы" Стравинского - Рошалю. Эти сочинения из рода "фишек" оркестра, которые повторить невозможно. Ни один оркестр мира не сможет воспроизвести такое мерцающее, словно сотканное из воздуха вибрато струнных, поднимающееся звуковым туманом в "Волшебном озере", или гиган-т-ские живые "взмахи" всего оркестра в "Жар-птице".
В следующих программах Пасхального Гергиев с Мариинским оркестром планирует развернуть целую антологию музыки русских композиторов, список которых будут разбавлять симфонии Густава Малера и музыка француза Анри Дютийё, считающегося последним романтиком ХХ века. Седьмая симфония Малера и "Мистерия мгновения" Дютийё уже прозвучали в Большом зале консерватории, и сегодня, дав дневной благотворительный концерт во Врубелевском зале Третьяковской галереи ("Семь слов Христа на кресте" Губайдулиной), оркестр отбывает в Тверь, где впервые сыграет фрагменты из новой оперы Александра Смелкова "Великий инквизитор". Далее последует Череповец с программой из сочинений Римского-Корсакова и Чайковского. А 1 мая к пасхальникам присоединится Анна Нетребко, которая планирует четырежды (!) петь на фестивале: сольники в Петербурге (1 мая) и в Москве (4 мая), концерт в Краснодаре (5 мая) и участие в благотворительном гала-концерте в день 55-летия Гергиева 2 мая. Сам маэстро в день после празднования юбилея намерен сыграть в Большом зале консерватории Девятую симфонию Малера и Концерт Дворжака с виолончелисткой Мари-Элизабет Хекер.
Вчера в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя стартовала и хоровая программа Пасхального, имеющая, кстати, приятную для слушателей особенность: почти все ее концерты - бесплатные.