Минфин закончил работу над законопроектом о консолидированной финансовой отчетности. Он позволит при определении налога на прибыль группы компаний суммировать их прибыли и убытки. Однако идущие в одном пакете с законопроектом о консолидированной отчетности поправки по трансфертному ценообразованию пока не согласованы. Бизнесу и минфину до сих пор не удалось выработать единую позицию по законопроекту.
Согласно проекту закона о консолидированной финансовой отчетности воспользоваться этим льготным режимом смогут налогоплательщики, доля участия которых в дочерних компаниях не менее 90 процентов. При этом оговорен еще ряд условий. Общий объем начислений федеральных налогов и сборов должен быть больше 15 миллиардов рублей, суммарная выручка - 100 миллиардов рублей, а активы - 1 триллион рублей. По заявлению минфина, критерии эти не окончательные и подлежат уточнению после дополнительных консультаций с ФНС.
Создавать консолидированные группы не смогут компании, работающие в разных отраслях, поскольку они по-разному платят налог на прибыль. Кроме того, права объединиться лишены организации финансового и нефинансового сектора, а также финансовые компании различных категорий (кредитные, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и профучастники рынка ценных бумаг). Не смогут воспользоваться новацией резиденты особых экономических зон, применяющие налоговые спецрежимы или имеющие обособленные подразделения за пределами России.
В соответствии с новыми критериями (напомним, что в первоначальной редакции законопроекта консолидироваться могли все крупнейшие налогоплательщики) возможность суммировать финансовые результаты получат всего лишь 10-20 компаний. Внутри этой группы необходимо вести сводный учет доходов и расходов и определять налоговые обязательства каждого участника. Если обязательства по уплате налога на прибыль не выполнены, компании несут субсидиарную ответственность.
Предлагаемые минфином изменения, конечно же, стали значительным шагом вперед и приближают российское законодательство в этой области к международным стандартам, считают эксперты. Предполагается, что эта новация сделает менее привлекательным для компаний использование трансфертных цен, а также разрешит бизнесу без налогообложения перемещать денежные и материальные ресурсы внутри группы.
Ирина Мучичка, руководитель отдела налогообложения и судебной защиты "Развитие бизнес-систем":
- Основной недостаток проекта в том, что участники консолидированной группы не освобождаются от обязанности подавать налоговые декларации. Таким образом, получается, что и сами участники подают декларации и еще ответственный участник составляет одну общую декларацию. Следовательно, не только не происходит анонсируемого налоговиками снижения издержек на налоговое администрирование у консолидированной группы, но, наоборот, такие издержки возрастают. Также надо иметь в виду, что налоговая задолженность одних участников группы может быть взыскана за счет средств других участников группы.
Андрей Приходько, начальник отдела бухгалтерского и налогового консалтинга BKR-Интерком-Аудит:
- Пользоваться порядком, который предусмотрен этим новым законопроектом, смогут далеко не все желающие. Не каждый холдинг может похвастаться миллиардными оборотами в год по налогам и выручке, а также миллиардными активами баланса. Критерии, при наличии которых можно применять подобный порядок, не позволяют его применять среднему и малому бизнесу. Поэтому этот законопроект ориентирован на достаточно узкую категорию налогоплательщиков.
Если судить по пояснительной записке к этому законопроекту, одним из "положительных" моментов его принятия будет снижение издержек, связанных с законодательством о налогах и сборах. Тем не менее подобный эффект данного проекта, на мой взгляд, не вполне очевиден. Как следует из текста законопроекта, налоговый орган при проведении выездной проверки по налогу на прибыль в отношении консолидированной группы обязан провести проверку всех налогоплательщиков, входящих в ее состав одновременно. Поэтому численность инспекторов, занимающихся этими проверками, очевидно, возрастет. Кроме того, вполне возможно и при камеральной проверке подобных деклараций будут нужны специалисты, обладающие знанием специфики учета в консолидированных группах, а не те работники, которые занимаются обычными камеральными проверками. Да и у налогоплательщиков, входящих в состав консолидированной группы, расходов прибавится - нужно будет вести сводный учет по холдингу.
Безусловно, нормы законопроекта о консолидированной группе налогоплательщиков можно будет применять в качестве одного из инструментов налогового планирования, хотя налогоплательщикам нужно будет взвесить все "за" и "против". На мой взгляд, далеко не у каждого холдинга весы перетянут в сторону применения подобного порядка уплаты налога на прибыль. Касаясь темы уравновешивания ужесточения контроля за трансфертными ценами, принятием подобного законопроекта по уплате налога на прибыль для крупных холдингов нужно отметить, что эти законопроекты различны по сути. Поэтому при ужесточении трансфертного ценообразования бизнес может ничего и не проиграть, а если соблюдает определенные правила, то, применяя этот закон, может и выиграть.