Первомай вклинился в будни и нарушил ритм очередной теленедели. В первую очередь он сломал сериальную линейку на федеральных каналах, и вещатели вынуждены были будничный прайм затыкать розово-разовым "мылом". Затем у них возникли проблемы с праздничным репертуаром. Кроме того, пришлось воскресенье счесть то ли второй пятницей, то ли первым понедельником...
Для тех, кто не смотрел телевизор
Стало быть, Первомай окончательно деидеологизировался; он перестал быть праздником международной солидарности трудящихся и стал внеочередным выходным днем. Точнее, двумя внеочередными выходными днями. Для нынешнего, в основном коммерческого ТВ это, с одной стороны, большое облегчение - оно избавлено от избыточной и почти всегда убыточной пафосности официоза.
С другой стороны, конвейер, каковым и является, по сути, ТВ, должен предложить потребителю какой-нибудь, хотя бы относительно новый развлекательный продукт. Что для конвейера в принципе затруднительно.
С ним как раз у всех каналов проблемы. Дневной эфир, как правило, заполняется старыми советскими фильмами. Надо отдать должное: каналы стараются извлечь на свет божий из огромного и захламленного большим количеством беллетристического мусора фонда наиболее достойное в художественном отношении. Например, "Весну на Заречной улице", "Высоту", "Здравствуй и прощай", "Старшего сына", "Двенадцатую ночь"...
И непременно должна быть показана "Весна" с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым. Без нее - как Новый год без "Иронии судьбы...".
Уместными бывают в утреннем и в дневном эфире выходного дня фильмы, относящиеся к категории психодилических. Такие, как "Свадьба с приданым" - история сватовства одного передового колхоза к другому, еще более преуспевающему колхозу с последующей женитьбой. Или "Улица полна неожиданностей" - история ухаживания молодого постового за интеллигентной девушкой с последующим бракосочетанием.
И, разумеется, странно было бы, если бы наши первые четыре канала обошлись в эти дни без привычных попсово-юмористических эскапад. Например, без "Аншлага", который хоть по слухам и проклят какими-то злыми шаманами, но еще ого-го, и ничто его не сможет вышибить из седла. То бишь, из эфира.
Как и юмориста Михаила Задорного, который выступил на Первом канале с "Записками усталого романтика". Автор, впрочем, выглядел бодрым. "Записки" же действительно были усталыми. Но еще более вялыми оказались зрители в зале. Время от времени юмористу-романтику приходилось повторять шутки, чтобы они дошли до адресата.
Конкуренцию в дневном эфире Первого мая, на мой вкус, выиграл ТВ Центр с программой "Сто вопросов взрослому", потому что взрослым был в тот день Иван Ургант. Он, кстати, везде, где не появится, выигрывает. И в документальном сериале "Одноэтажная Америка", и в пищевом блоке "Смак", и на гламурных церемониях награждения и чествования, и даже в занудном шоу "Цирк". Его действительно много. Почти так же много, как Максима Галкина. Но, возможно, его спасение в том, что у него нет собственного репертуара. И нет за ним никакой железной жанровой специализации: он не пародист, не юморист, не иллюзионист, не поэт-песенник, не чечеточник и не исполнитель народных песен. Все, что у него есть, так это личное обаяние и дар импровизационной свободы.
На Манчестер!
Вечерний прайм конкуренты забили по обыкновению отечественными вперемешку с зарубежными блокбастерами. Первый трамбовал эфир "Слугой государевым", "Вавилоном" плюс полнометражной анимацией "Суперсемейка". НТВ - сначала "Одиннадцатью", а на следующий день и всеми "Двенадцатью друзьями Оушена".
Я уж хотел было спеть: "Нам бы эти праздники взять да отменить..." Но тут случилось чудо.
Что сделало праздник Первомая праздником, причем нежданно-негаданно, так это трансляция матча "Зенит" - "Бавария". Конечно, не телевидение его "сделало". Но оно (телеканал "Спорт") поучаствовало в нем.
На последних минутах этого поединка, когда счет был уже 4:0 и мушкетер Михаил Бояр ский вскинул руки, растянув над головой синий шарф, душа все-таки запела.
Душа многотысячного Петровского - гимн Петербурга. Душа Боярского по выходе со стадиона: "Какая боль, какая боль: Аргентина - Ямайка: четыре - ноль". На мотив этого хита можно было бы положить такие слова: "Какая радость, какая радость: "Зенит" - "Бавария" - чистая сладость".
Что касается меня, то я на улице, ведущей от Петровского в Пулково, название прочел. А название такое, прямо слово боевое: "Манчестерская улица на Запад нас ведет!"
Значит, нам туда дорога...
А манчестерцам и ливерпульчанам, как выяснилось в тот же день, дорога к нам. Но чуток позже.
Как жить теперь...
С одной стороны - радость безмерная и безразмерная. Тут еще и баскетбольный ЦСКА добавил положительных эмоций, выиграв в Мадриде Кубок Евролиги. И хоккеисты не подкачали в Канаде. И за все это спасибо телеканалу "Спорт". Если бы не он... чем бы мы праздновали Первого мая?..
С другой стороны - ужас. Краеугольные камни подо мной заколебались: Земля наполнилась слухами, что Анастасия Заворотнюк и Сергей Жигунов расстались. Они теперь - не муж и жена. Как жить после этого? Не знаю, почему медлят с расследованиями Глеб Пьяных и Антон Хреков? Почему Андрей Малахов до сих пор не собрал общее корпоративное собрание тружеников шоу-бизнеса для обсуждения тревожной ситуации в молодой и перспективной семье Жигуновых - Заворотнюк? Ведь это такая красивая пара! Вся страна ею любовалась в продолжение нескольких лет. И вот она не пара...
Как жить теперь простому человеку в год, объявленный Годом семьи!
Очень испугала меня двухсерийная программа "Осторожно - еда!" на Первом канале.
С утра до вечера (особенно с утра) нас потчуют кулинарными шоу "Едим дома", "Смак", "Кулинарный поединок". Лучшие, талантливейшие актеры и музыканты, известнейшие телеведущие что есть силы разжигают аппетит, и вдруг я, сев пообедать и включив телевизор, узнаю, что этого нельзя, это - отрава, это - яд, это - смерть...
Как жить после всего увиденного и услышанного!
...Тем временем экран уже в воскресный понедельник резко милитаризировался. Первый вбросил в эфир новый сериал "Разведчики. Последний бой", а НТВ - "Афганский призрак". Но самое главное, не прошло и года, как Штирлиц снова вернулся. А это верная примета, что близится праздник Победы. Предварительные анонсы к тому же обещали показать все "Семнадцать мгновений весны" накрашенными и раскрашенными. Но первые две серии оказались черно-белыми. Может, креативные менеджеры компании решили в последний момент, что это кощунство? Или пошлость? Или что-то еще?..