Союз ректоров России взялся за титаническую работу - подсчитать и проанализировать все олимпиады, которые проходят в школах, и выдать рекомендации, призеры каких состязаний могут рассчитывать на льготы при поступлении в вузы. Когда заработает новая методика отбора талантливых абитуриентов? Об этом корреспондент "РГ" беседует с председателем Союза ректоров России ректором МГУ им. М.В. Ломоносова Виктором Садовничим.
Российская газета: Виктор Антонович, по мнению многих ученых, тесты далеко не всегда могут выявить способности абитуриента. А как еще можно оценить его знания и найти новых ломоносовых?
Виктор Садовничий: Наиболее эффективный способ во всем мире - это, конечно, олимпиады и очень близкие к ним творческие конкурсы, которые ставят ту же задачу - поиск талантов. И творческих конкурсов, и олимпиад в России - тысячи. Кстати, точно их еще никто не посчитал. И вот российский Союз ректоров, который я возглавляю, решил отрегулировать олимпиадное движение с точки зрения закона, разработать единые критерии для всех состязаний в стране, направленных на поиск одаренных ребят, классифицировать их по уровням и дать рекомендации для каждого уровня по льготам при поступлении в вуз.
РГ: То есть речь идет не только об олимпиадах по школьным предметам?
Садовничий: Да. Это будут еще и творческие конкурсы, например, юных скрипачей, пианистов, олимпиады по так называемым комплексам предметов, например: естественные науки, гуманитарные и социальные науки, здравоохранение.
РГ: Что уже удалось сделать?
Садовничий: Определился состав Российского совета олимпиад для школьников, теперь его должно утвердить минобрнауки. В совет мы предложили самых уважаемых людей не только из научно-образовательного сообщества, но и видных общественных деятелей, известных стране и миру представителей искусства, культуры, науки, спорта. Среди них мировые математические светила академики Владимир Арнольд и Сергей Новиков, академик РАМН Лео Бокерия, академик Евгений Велихов, народный учитель Леонид Мильграм, президент РСПП Александр Шохин и другие.
Самое главное - все эти люди неравнодушны к проблематике образования и воспитания. Мы также утвердили состав экспертных комиссий по предметам и комплексам предметов. Если посмотреть на состав комиссий - тут весь интеллект страны. Плюс консультанты, которых делегировали регионы - профессора, ректоры региональных вузов, местная элита, одним словом. Эксперты и консультанты подбирались не кулуарно, а открыто. Вот я наугад открыл математику: в составе комиссии 16 человек, почти все - академики и члены-корреспонденты.
РГ: Не слишком ли высокий ранг для анализа школьных состязаний?
Садовничий: На этих людях огромная ответственность. Они разработают методику, с помощью которой на всю страну будет объявляться, что, условно говоря, Иванов, Петров, Сидоров - талантливы и могут рассчитывать на особое к ним отношение.
РГ: Сейчас олимпиады делятся на районные, городские, областные. А какое деление по уровням предлагаете вы - высокий, средний, низкий?
Садовничий: В принципе да. Сначала мы соберем информацию обо всех олимпиадах и творческих конкурсах в России, будет проведена специальная паспортизация олимпиад. После этого классифицируем их по уровням. Их будет несколько: региональный, межрегиональный, общероссийский. Мы постараемся определить, сколько участников должно быть в олимпиаде регионального уровня, сколько субъектов Федерации должно быть задействовано в межрегиональном состязании.
Не исключено, будет и начальный уровень - для олимпиад, которые вначале и не войдут в перечень тех, что дают льготы при зачислении в вузы. Допустим, школьная олимпиада по краеведению. Или региональная олимпиада с очень малой историей ее проведения. У таких олимпиад останется стимул: пусть развиваются и тогда сумеют попасть в заветный перечень.
РГ: Интересно знать, какие же олимпиады предоставят победителю право зачисления в вуз без экзаменов?
Садовничий: Пока не могу сказать. Это задача нашего совета. Он даст рекомендации, но решение о том, какую именно льготу предоставить призерам, примет сам вуз. Не исключаю, что победы на некоторых олимпиадах будут приносить льготы, обязательные для всех вузов. Но это должно быть еще и закреплено приказом минобрнауки.
РГ: Разве есть еще какие-то варианты, кроме поступления без ЕГЭ и дополнительных испытаний?
Садовничий: Конечно. Может быть так: победитель региональной олимпиады получит льготы при поступлении в московский вуз по одному предмету, где он показал блестящие знания, а в региональный вуз его зачислят совсем без экзаменов. Но льготы в любом случае будут распространяться не на какой-то один вуз, а на все вузы России. И правила игры должны быть известны заранее, чтобы можно было ознакомиться с примерными заданиями, получить информацию о привилегиях для призеров.
РГ: Когда начнется олимпиадное движение по новым правилам?
Садовничий: В 2009 году. До 1 июня этого года будут собраны все заявки от организаторов олимпиад - учебных заведений, региональных и муниципальных властей. К 1 сентября 2008 года мы примем решение по классификации олимпиад по уровням. Затем всю информацию направим в минобрнауки, где должен выйти соответствующий приказ министра.
РГ: Сколько "олимпийцев" смогут стать студентами?
Садовничий: В приказе министра образования и науки сказано, что не больше 45 процентов участников заключительного этапа. Мне кажется, это будут десятки тысяч, 10-15 процентов всех абитуриентов.
РГ: МГУ давно проводит олимпиады для школьников: "Ломоносов", "Абитуриент", "Покори Воробьевы горы" и зачисляет победителей без экзаменов. Есть ли исследования по призерам и тем, кто стал студентом, сдав традиционные экзамены?
Садовничий: В целом олимпийцы учатся лучше. А среди победителей олимпиады "Покори Воробьевы горы" нет ни одного отчисленного за неуспеваемость.
РГ: А вы уверены в том, что вундеркинды сегодня нужны бизнесу? Он ведь больше в топ-менеджерах нуждается...
Садовничий: Сейчас в обществе идет дискуссия, что важнее - знания или компетенция. Я отношусь к той части, которая считает: знания важнее. Победит та фирма, та экономика, где выше кадровый потенциал с фундаментальными знаниями. Другого пути нет. Сейчас производительность труда не поднять одним старанием, хоть ты сутки не спи у станка. Показатели можно улучшить только идеями, а они - у талантливой молодежи.
По каким предметам проводятся олимпиады
По общеобразовательным:
- математика, информатика, физика, химия, биология, русский язык, литература, история, обществознание, право, география, иностранные языки.
По комплексным предметам:
- естественные науки, техника и технологии, гуманитарные и социальные науки, экономика и управление, здравоохранение, культура и искусство.