Иностранные офицеры инспектируют наши гарнизоны с воздуха

Российские военные принимают очередную инспекцию с Запада. Вчера и сегодня группа шведских офицеров в рамках Международного договора "Открытое небо" сфотографируют с воздуха и запишут на пленку несколько наших гарнизонов.

Известна лишь суммарная дальность полета шведского SAAB-340 - около пяти с половиной тысяч километров. Строго говоря, дорога инспекторам нигде не закрыта. Согласно договору они предлагают несколько маршрутов, а в российском минобороны выбирают один из них. Таким образом государства - участники Хельсинкского соглашения 1992 года подтверждают готовность не просто информировать коллег о дислокации и перемещении войск на территории страны, но и открывают двери для взаимного контроля. Россия этот документ подписала и на протяжении многих лет строго выполняет обязательства. Сегодня даже трудно подсчитать, сколько иностранных контролеров поднималось в наше небо и фотографировало военные гарнизоны.

Впрочем, мы не только принимаем визитеров, но и сами летаем за кордон. Как раз в эти дни делегация российского минобороны на специальном самолете ВВС Ан-30Б инспектирует армейские объекты в соседней Латвии. Смотреть и фотографировать там на первый взгляд особо нечего. Прибалтийские страны, хотя и вступили в НАТО, в военном отношении серьезной угрозы нам не представляют. Не случайно маршрут контрольных полетов ограничился всего 800 километрами. Однако игнорировать возможность официального пролета над Прибалтикой все же не стоит. Эстония, к примеру, сейчас проводит крупные по масштабам страны учения "Весенний шторм-2008". В Литве началась международная операция MСOPLIT с участием восьми государств Североатлантического блока. Полтора десятка тральщиков и команды военных водолазов ищут и обезвреживают в Балтийском море мины и бомбы времен Второй мировой войны. Это официально. А неофициально, скорее всего, занимаются и разведкой - так делают все военные в мире. Появление в латвийском небе российского самолета с инспекторами на борту в таких условиях лишним не выглядит.

Кстати

Сейчас самое ответственное задание для наших ВВС - достойно выступить на военном параде на Красной площади. А еще - разогнать ко Дню Победы над столицей тучи и облака. Ясное небо над городом обеспечат экипажи 12 самолетов Ан-12, Ил-18 и Ан-24, оборудованных спецаппаратурой. С пяти утра и до двенадцати ночи они при необходимости будут рассеивать в московском небе специальные реагенты - жидкий азот, соединения серебра или обычный порошкообразный цемент. При соприкосновении с облаками они вызывают дождь. То есть тучки над столицей "выплачутся" еще перед праздником.