Совет Федерации одобрил законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Это будет способствовать решению проблем правоприменительной практики закона о государственном кадастре недвижимости.
Напомним, что с 1 марта вступил в силу закон о государственном кадастре недвижимости, который предполагает создание взамен ныне существующей разобщенной системы реестров и кадастров, единой базы учета объектов недвижимого имущества. Однако для того чтобы воплотить в жизнь задуманные планы, необходимо внести в действующее законодательство ряд существенных изменений. Новый закон, в случае его подписания президентом, вносит изменения в 19 законодательных актов и признает утратившими силу 9 законодательных актов. В частности, законом признаются утратившими силу ФЗ "О государственном земельном кадастре", а также отдельные нормы законов "О мелиорации земель", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", Лесной кодекс РФ и так далее.
Более того, как отмечают эксперты Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кроме внесения изменений в отдельные законодательные акты, этот закон предполагает принятие правительством РФ и минюстом 43 подзаконных актов, без которых невозможно обеспечить осуществление государственного кадастрового учета. Так существенным, по их мнению, являются положения закона, согласно которым порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, установления на местности границ объектов землеустройства, а также форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются правительством РФ.
Законопроектом вносятся изменения, которыми уточняются органы, осуществляющие ведение кадастрового учета, состав документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, уточняется порядок ведения Единого государственного реестра прав, а также условия предоставления сведений о государственной регистрации прав и объектах недвижимого имущества. Вводится норма, в соответствии с которой для регистрации прав признаются действительными кадастровые планы, технические паспорта и иные документы, содержащие описание объектов недвижимости и выданные в установленном порядке до вступления закона о государственном кадастре недвижимости.
В Градостроительный кодекс РФ вносятся изменения, уточняющие требования к выдаче разрешения на строительство, в части приведения их в соответствие требованиям, установленным законом о государственном кадастре недвижимости.
Помимо этого закон вносит изменения в Земельный кодекс РФ, уточняющие порядок предоставления земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством, а также состав документов, необходимых для предоставления земельного участка. Уточняются полномочия органов власти в процессе принятия решений о предоставлении земельного участка: вместо утверждения проекта границ земельного участка при его формировании должна утверждаться схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Исключаются некоторые положения Земельного кодекса РФ с целью исключения дублирования их с нормами закона о государственном кадастре недвижимости.
Кроме всего прочего, новым законом предлагается ввести в Кодекс РФ об административных правонарушениях нормы, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.
Особо хотелось бы отметить, что законом предусмотрен переходный период до 1 ноября 2008 года, в течение которого допускается изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые использовались до вступления в силу данного закона вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) соответствующих территорий. Также признаются действительными проекты границ земельных участков, утвержденные в период со дня вступления в силу этого закона до 1 ноября 2008 года.