Правительство пересмотрело предельный уровень тарифов на услуги естественных монополий. Как сообщил замглавы минэкономразвития Андрей Клепач, на железнодорожном транспорте уже в середине лета они поднимутся на 8 процентов, а к концу года могут превысить 16 вместо ранее планировавшихся 11 процентов. Минэкономразвития предупреждает, что это ударит по рентабельности многих российских отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Напомним, что одобренные в ноябре 2006 года на заседании правительства предельные уровни тарифов на услуги естественных монополий предполагали, что в 2008 году их прирост на железнодорожные грузовые перевозки составит не больше одиннадцати, в 2009-м - девять, в 2010-м - восемь процентов. Однако тарифы ОАО РЖД уже с 1 апреля были повышены на один процент, а в минувший вторник на заседании правительства было принято решение отпустить их с 1 июля еще на восемь процентов. По сравнению с 2007-м в этом году темпы прироста превысят 16 процентов. Аналитики подсчитали, что при таком раскладе с 1 января 2009-го они могут подняться от 12,5 до 14 процентов (то есть на 17,1-18,7 процента в среднем к предыдущему году), в 2010-м - на 9,7-13,7 и в 2011 году - на 10-14 процентов.
Руководство РЖД объясняет такое отступление от ранее принятого решения правительства тем, что если сейчас вплотную не заняться обновлением неудержимо стареющего вагонного парка, то через несколько лет возить грузы по российским железным дорогам станет не на чем. И это, мол, еще сильнее ударит и по экономике, и по кошелькам населения. А новое повышение тарифов поможет, например, "Евросибу", управляющему сейчас 11800 вагонами, до 2010 года увеличить парк почти в три раза - до 30 тысяч вагонов. С помощью дополнительных средств Fesco рассчитывает уже в этом году купить 2-2,5 тысячи вагонов и т.д. В результате в 2008-2012 годах только частные операторы смогут приобрести более 280 тысяч вагонов, а РЖД не пополнит, а обновит свой парк.
А вот министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина взглянула на проблему под другим углом и уже представила в правительство доклад с прогнозом того, к чему приведет такое повышение тарифов. В нем, в частности, говорится, что оно окажет наибольшее влияние на рентабельность отраслей, основной вид деятельности которых связан с транспортировкой сырья или готовой продукции к основным производственным мощностям. К таким она отнесла, например, добычу угля, металлических руд, лесозаготовки, строительство, химическую промышленность. Не говоря уже о том, что и хлеб насущный по огромной российской территории повезут в новых вагонах по повышенным тарифам.
Тем временем
6 мая ОАО РЖД и ФСТ обсудили проблемы понятий оказания услуг локомотивной тяги как самостоятельного вида бизнеса, использования инфраструктуры, участия государства в деятельности железнодорожного транспорта, а также функционирования объектов электросетевого хозяйства, техническое и тарифное регулирования.