Новый премьер Владимир Путин после восьмилетнего президентства, когда "все эти восемь лет пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил", перебравшись в Белый дом, вновь оказался на галерах.
Сразу же после оглашения состава нового кабинета он вылетел в Санкт-Петербург, на главную судостроительную верфь страны, где, собственно, и производят все - "от галер до атомоходов". На предприятии "Адмиралтейские верфи" зарождались традиции строительства передового парусного флота, современных подводных аппаратов, легендарных броненосных кораблей - от "Петра Великого" до всемирно известной "Авроры". В ХХ веке "Адмиралтейские верфи" участвовали в строительстве первого атомного ледокола "Ленин". Сейчас предприятие специализируется на строительстве неатомных субмарин четвертого поколения для ВМФ.
Буквально год назад президент Владимир Путин, обращаясь с Посланием Федеральному Собранию, напомнил, что в ближайшее время необходимо определиться с господдержкой судостроительной отрасли России. "За последние десять лет 90 процентов российских судов российские судовладельцы заказали за рубежом", - привел тогда твердые аргументы президент. И вот через год премьер Путин приехал лично проконтролировать выполнение собственного пожелания.
- На отечественных верфях построено лишь 6 процентов, - привел цифры Путин, которые лишь подтверждали, что за все прошедшее время практически ничего не сделано. - Наши деньги уходят за границу: за рубежом строить суда быстрее, качественнее и дешевле.
Впрочем, то, что наши судостроители проигрывают конкуренцию, и было главным аргументом для начала реформирования отрасли.
- Для прорыва и улучшения положения в российском судостроении необходимы системные меры, - заявил глава правительства.
Только таким образом, по его мнению, можно существенно поднять конкурентоспособность российского судостроения и обеспечить его глубокую технологическую модернизацию.
Глава кабинета министров не стал явно критиковать министров предыдущих кабинетов за нерасторопность, но все же высказал недовольство медленным выполнением задач по формированию ОСК и потребовал от правительства решить все к 1 апреля 2009 года.
Еще год назад было принято решение о создании ОСК. А в 2009 году должно быть полностью завершено акционирование входящих в корпорацию государственных унитарных предприятий. "Между тем до сих пор в полном объеме не сформированы аппараты управления корпорации и ее дочерних компаний", - не удержался и напомнил премьер, потребовав доложить причины столь медленного выполнения поставленных задач.
Чиновники запомнили. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко соглашался со всеми словами премьера. И с тем, что в медленном выполнении задач отчасти есть и его вина, Христенко спорить не стал. Но о том, что все-таки сделано, умолчать не мог. Ведь завершается акционирование предприятий, вошедших в ОСК, формирование семи концернов. Но премьер настаивал на том, что программа развития отрасли должна быть конкретной, в ее основе должен лежать объективный рыночный анализ.
Он отметил, что трудозатраты в российском судостроении в 3-5 раз выше, чем у иностранных партнеров. И привел в пример ситуацию, когда в России для постройки танкера водоизмещением 150 тысяч тонн требуется более 1 миллиона человеко-часов. Аналогичные работы в Японии и Южной Корее требуют в несколько раз меньше. Поэтому чиновники получили задачу - интегрировать российское судостроение в мировой судостроительный рынок.
Но очевидно, что для "развития российского судостроения необходимо задействовать современные финансовые инструменты". Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин стойко молчал.
А Путин лишь продолжал настраивать свой кабинет на новый темп работы - путинский. По его мнению, страна должна сама строить технику для добычи на шельфе нефти и газа и их перевозки. "Нам нужно четко определиться с действительно перспективными направлениями, прежде всего начать разработку нового поколения кораблей и другой морской техники", - наступал премьер, и это уже не было похоже на праздник. Путин предложил сконцентрироваться на проектах, которые жизненно необходимы для обеспечения обороноспособности страны или обещают ощутимую рыночную, коммерческую отдачу.