Тамбовчанка Людмила Ковергина уже полтора десятка лет не платит за услуги коммунальщиков. Но в злостных неплательщиках не числится - такую привилегию ей предоставляет суд. А когда чиновники пытаются убедить ее не будоражить своим поведением общественное мнение, она приводит убийственный довод - платить ей
запрещает закон.
И пошла в управдомы
Служителям Фемиды Ковергина, вооружившись Гражданским кодексом России и Федеральным законом "О защите прав потребителей", де-факто и де-юре регулярно доказывает, что коммунальщики оказывают ей услуги не в полном объеме и некачественно. Еще год назад одним своим появлением в коридорах власти она наводила ужас на чиновников. От нее прятались, взывали к ее гражданской совести, хотя и понимали: как ни оправдывайся, ссылаясь на обстоятельства, на нехватку средств, закон окажется на ее стороне.
Сегодня ее по-прежнему остерегаются, но уже ставят в пример за активную и, главное, эффективную гражданскую позицию. Такой поворот в сознании чиновников случился после того, как забота о "коммуналке" легла на частные управляющие жилищные компании. И городские власти перенаправили стрелы "народного гнева" в сторону коммунальщиков. И при этом воспользовались опытом Ковергиной - "мятежного" домкома с бульвара Энтузиастов.
Двор между двумя "хрущевками", которыми заправляет председатель домкома Ковергина, благодаря ее настойчивости преобразился и признан победителем городского конкурса "Уютный двор". Награждала ее та же самая администрация города, которая минувшей зимой несла перед домкомом ответ в суде за плохую уборку тротуаров ото льда. Не повезло в ту зиму Людмиле Алексеевне - поскользнулась и сломала ногу в самом центре города. Властям же несчастный случай обошелся не только моральным ущербом, но и кругленькой суммой компенсации на восстановление здоровья.
График против интересов
О правовых способах Ковергиной отстаивания прав потребителя "РГ" писала несколько лет назад в заметке "Мятежный домком". После чего героиню публикации завалили письмами со всех концов страны: научите, как урезонить коммунальщиков. И она всем со знанием дела отвечала.
До выхода на пенсию Людмила Алексеевна работала инженером по нормированию на заводе "Тамбовполимермаш", поэтому для нее "норма", "затраты", "качество" - понятия конкретные. А применить их к сфере ЖКХ ей помогают Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением российского правительства в мае 2006 года на основании статьи 781 Гражданского кодекса. Согласно этой статье оплате подлежат лишь оказанные услуги, а правила устанавливают на этот счет довольно жесткие требования, о чем граждане не всегда знают.
- Все отношения граждан с государством строятся на основе договора и регулируются федеральным законодательством, - поясняет Ковергина. - Когда в 1993 году я впервые обратилась в городскую администрацию с претензиями к качеству услуг ЖКХ, от меня отмахнулись - мол, на исполнение ваших прихотей у нас денег нет. "Как это нет, - удивилась я, - мы же вам платим?" И пошла в суд с требованием заключить со мной юридически обоснованный договор о взаимных обязательствах. И одновременно прекратила платить за коммунальные услуги. В суде мои претензии поначалу встретили с недоумением, но потом поддержали. Все нормы, параметры услуг ЖКХ устанавливаются федеральным законодательством, и распоряжения местной власти, противоречащие ему, незаконны…
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! А тамбовские власти в своей ведомственной газете обнародовали длинный список многоквартирных жилых домов, в которые горячая и холодная вода подается по графику. То есть с 11 часов вечера в этих домах отключают горячую воду, а в полночь прекращают подачу и холодной. Коммунальщикам, наверное, так удобно, но их удобства идут вразрез с интересами жильцов и федеральными нормами, предусматривающими - читайте правительственные правила - "бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года". Обитатели многоквартирных домов - люди в общем-то сговорчивые, могут потерпеть, но при этом ежемесячную плату за водоснабжение следует снизить, как того требует закон, на 0,15 процента за каждый час перерыва. Возьмите калькулятор, посчитайте… И смело платите только за предоставленные объемы воды, а не за расчетные нормы потребления.
А при наличии в квартире приборов учета расхода воды можете вообще не платить! Не станете же вы, имея обе ноги, покупать даже за полцены один правый башмак? Правда, в суде вам придется доказать, что пресловутый график вносит дискомфорт, скажем, в вашу семейную или деловую жизнь.
- И еще полезно будет узнать, - уточняет Ковергина, - по какой цене и в каких объемах ваша управляющая жилищная компания покупает воду у поставщиков. Узнайте и сравните разницу…
По правилам
Когда на очередном суде "мятежный" домком продемонстрировала результаты независимой экспертизы питьевой воды, которая поступает в жилые дома, судья пришла в ужас. И, как утверждают свидетели, было от чего. Окончательного решения по воде суд еще не принял, но ответчиков Ковергина предупредила: если из-за некачественной воды у нее сломается "стиралка", то они купят ей две машинки.
Кстати, качество воды - еще одна причина, по которой за воду можно не платить. Порядок изменения платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества, предусмотренный правительственными правилами, таков: при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Причем независимо от показаний приборов учета. Хоть залейся, но если вода некондиционная, то польется она мимо кассы.
Организации, снабжающие город питьевой водой, разумеется, обеспокоены ее качеством. И частично очищают воду до санитарных норм, чтобы при случае предъявить ее инспекции. А потом подмешивают ее к некачественной воде.
- Гадость водой разбавляют, - прокомментировала Ковергина такого рода химические опыты.
Без юриста не обойтись
Если взятые по договору обязательства исполнитель нарушил, то поставщик услуг ЖКХ не вправе начислять за них плату. И принудить потребителя платить не могут ни власти, ни судебные приставы. Более того, как показал опыт Ковергиной, сами коммунальщики, выполняя решение судов, платят ей за некачественные услуги. А если невыполненная услуга уже оплачена, то исполнитель обязан возвратить незаконно полученные деньги и выплатить предусмотренную законом неустойку.
- Но добиться всего этого весьма проблематично, - предупреждает Ковергина читателей "РГ", - без юристов здесь не обойтись. Но если все потребители пойдут в суд и добьются справедливости, то возможны два исхода: либо рухнет система ЖКХ, либо коммунальщики начнут исполнять закон. Советую гражданам при подписании договоров на предоставление коммунальных услуг внимательно смотреть, соответствуют ли их пункты нормам федерального законодательства. Они должны перекликаться именно с ними, самодеятельность местных законодателей в сфере ЖКХ, повторяю, никакой силы не имеет, договор, составленный со ссылками на постановления городских властей, будет юридически ничтожным…
Самодеятельность чиновников никакого отношения к местному самоуправлению не имеет, о чем Ковергина постоянно напоминает муниципальным служащим. Появление ее в администрации города по-прежнему вызывает легкую панику. А ну как примется Людмила Алексеевна качать социальные права граждан?
Татьяна Шмелькова, учитель тамбовской школы № 2:
- Почему остальные, зная об опыте Ковергиной, молчаливо мирятся со всем, что творят коммунальщики? Да, мы можем не платить за воду, но сколько нервов нам измотают… А случись что, надо будет продать или обменять квартиру? Коммунальщики слупят с нас все и даже больше!
Власти предпочитают защищать свои собственные интересы, а гражданину приходится с этой чиновничьей махиной воевать в одиночку. Да пусть они получат эти неправедные деньги и отстанут - нервы и время дороже! Нам же, блюдя государственные интересы, они и копейки не простят.
Вот конкретный пример. Налоговые выплаты, которые государство должно вернуть в случае покупки квартиры, нам вовремя не перечислили по той причине, что платный специалист из налоговой службы при заполнении декларации ошибся, и в результате набежала задолженность в сумме 34 копейки. Пришлось ехать в налоговую, писать заявление, потом оплачивать злосчастные копейки через Сбербанк, возвращаться в налоговую (на один транспорт полсотни ушло!), писать еще одно заявление и ждать денег еще три месяца после предыдущих шести.
Я специально опрашивала людей - ни у одного не обошлось без таких копеечных эксцессов. Можно было налоговикам вчинить иск, потребовать компенсацию за упущенную выгоду, и даже выиграть суд. Но сколько сил отнимет этот процесс! Допустим, станем мы все, как Ковергина, дай бог ей здоровья, требовать чистой и горячей воды круглосуточно. Так они придумают каждые полгода счетчики за наши деньги менять или устроят платный вход в подъезд. Мы опять в суд. А у них наготове очередное коммунальное "ноу-хау". И так до бесконечности…