В Ханты-Мансийске "Геликон-опера" забралась на сибирский Парнас

В рамках фестиваля "Сибирский Парнас" завершились гастроли Московского музыкального театра в Ханты-Мансийске. Труппа привезла в северный округ пять полномасштабных оперных постановок, которые с успехом прошли на сцене концертно-театрального центра "Югра-Классик".

Как рассказала корреспонденту "РГ" генеральный директор КТЦ Ирина Ткаченко, дружба югорчан с "Геликон-оперой" и его художественным руководителем Дмитрием Бертманом возникла два года назад, во время гастролей в Ханты-Мансийске Государственного академического Мариинского театра. Тогда сибирякам была представлена опера Джузеппе Верди "Набукко". Это была совместная работа Дмитрия Бертмана, выступившего режиссером-постановщиком спектакля, и художественного руководителя театра Валерия Гергиева.

- Бертман воюет с театральной скукой и штампами, - говорит директор "Югра-классик". - Мне близка его позиция, когда он заявляет: вы не любите оперу, тогда я сделаю так, чтобы вы ее полюбили. Результаты гастролей оправдали наши ожидания. Искусство театра никого не оставило равнодушным. В Югре у "Геликона" появились многочисленные поклонники, как и у оперы вообще.

В репертуаре театра несколько опер известных иностранных композиторов на темы русской жизни. Одну из них - "Сибирь" Джордано - "Геликон" и представил на суд югорчан. Партию Стефании в ней исполняет народная артистка России Наталья Загоринская.

Кстати, осенью москвичей ожидает премьера спектакля о жизни одного из самых знаменитых сибиряков - опера "Распутин".

При переполненном зале прошел и "Севильский цирюльник" Россини. И зрителей, и исполнителей Бертман погрузил в карнавальную стихию комедии-буффа. Но бессмертной музыке здесь ничего не угрожает: "геликоновские" вольности с трактовкой образов, костюмами, игра певцов на музыкальных инструментах, элементы акробатики и прочий авангард лишь добавляют спектаклю азарта, веселья, заставляют зал  смеяться  и  рукоплескать буквально после каждой сцены. Заслуженные овации в этом спектакле снискали Карина Григорян (Розина), Андрей Вылегжанин (Фигаро), Марина Карпеченко (служанка Берта) и музыкальный руководитель и дирижер "Севильского цирюльника" Константин Чудовский. Последний, кроме того, что дирижирует оркестром без партитуры, зная ее наизусть, исполнял соло на гитаре и клавесине.

Трагические события из истории России времен Ивана Грозного, легшие в основу оперы Римского-Корсакова "Царская невеста", не уменьшили в концертном зале число детей. И это тоже отличительная черта гастролей: юные сибиряки составили значительную, особо восприимчивую и восторженную часть публики.

По словам Ирины Ткаченко, в январе 2009 года оперный театр вновь приедет в столицу Югры с постановкой спектакля "Снежная королева", а в сентябре 2009-го Ханты-Мансийск примет международный конкурс оперных певцов, в котором представители "Геликона" будут участвовать в качестве членов жюри.

В разговоре с корреспондентом "РГ" Дмитрий Бертман подчеркнул, что Югра - это особая территория, некий заповедный край, где артист сталкивается с уникальным зрителем и слушателем, тонко и глубоко чувствующим, непосредственным и благодарным.

- Усилия местных властей, направленные на повышение качества жизни сибиряков, создание уникальной культурной среды, не могут не вызывать уважения. Концертно-театральному центру "Югра-Классик", оснащенному по последнему слову техники, может позавидовать любая европейская страна. Как, впрочем, и окружной картинной галерее, и местным музеям. Здесь легко работается, такое впечатление, что Югре по силам самые невероятные проекты, - говорит Бертман.